Загрузить еще

Киевское авиастроение, или Как в столице 100 лет назад осваивали небо

Киевское авиастроение, или Как в столице 100 лет назад осваивали небо
Михаил Кальницкий

Зимой творцы первых летательных аппаратов занимались расчетами и конструированием, а с наступлением теплого сезона их машины поднимались в воздух. К примеру, весной 1910 года состоялся первый полет над Киевом на французском "Фармане" спортсмена и авиатора Сергея Уточкина. В мае того же года сотрудник КПИ князь Александр Кудашев поднял в воздух первый самолет отечественной конструкции. 

ЗИГЗАГ, ВЕДУЩИЙ К ЦЕЛИ

Для знаменитого киевлянина Игоря Сикорского весна тоже была временем успехов и достижений на ниве авиации. Но надо сказать, что этот путь он выбрал не сразу.

Поначалу отец, крупный киевский психиатр Иван Сикорский, отдал младшего сына Игоря в Первую гимназию. После гимназии абитуриенты обычно шли в университет, где получали специальность юриста, словесника, математика, врача... Но Игорь неожиданно перешел в другое заведение: по примеру старшего брата он выбрал Морской кадетский корпус в Петербурге. Там его очень заинтересовало электричество, с которым он проделывал множество опытов. Потом уехал во Францию, где занимался математикой. А затем наконец увлекся авиацией, которая и стала главным делом его жизни.

Игорь поступил в Киевский политехнический институт. Там к этому времени уже сложилась школа конструкторов, объединившихся в Общество воздухоплавания. Войдя в этот круг, молодой Сикорский начал испытывать свои первые крылатые машины.

Игорь Сикорский. 

ВПЕРЕД, К ТРИУМФУ

На первых порах аппараты Сикорского интересовали главным образом друзей по увлечению. Но произошло событие, круто изменившее судьбу как самого конструктора, так и, без преувеличения, всей мировой авиации.

Весной 1912 года на 2-й Международной выставке воздухоплавания в Москве гвоздем программы оказался биплан Игоря Сикорского С-6. О нем писали, что он выделяется среди других экспонатов "каким-то особо благородным изяществом" и при этом "стройность обводов и блеск гладко отполированных поверхностей отвечает минимальному для биплана лобовому сопротивлению". Недаром этому самолету с экипажем из 3 человек удалось поставить тогдашний рекорд скорости - 111 километров в час. Аэроплан Сикорского был удостоен Большой золотой медали. А главное, что крупное столичное предприятие "Руссо-Балт" решило привлечь 22-летнего конструктора к выполнению правительственного заказа на военные самолеты. Фирма заключила с Сикорским пятилетнее соглашение, купив у него права на С-6 и на другие разработки за время действия контракта. Он получил должность главного конструктора авиационного отдела "Руссо-Балта".

В начале мая по новому стилю 1912 года Игорь Иванович отправился в столицу. В ближайшие годы он реализовал там свои смелые замыслы, построив небывалые по мощности и надежные летающие машины - "Гранд" ("Русский витязь") и "Илья Муромец". Ему суждено было первым превратить авиацию из опасного занятия для храбрецов в могучую отрасль транспорта и обороны.

Аэросани Сикорского во дворе дома на Ярославовом Валу, 15. Фото 1910 г.

ЗАГАЖЕННАЯ КОЛЫБЕЛЬ

С 1919 года Игорь Сикорский жил и работал в США. Здесь он прославился новыми моделями самолетов, а затем и вертолетов. Его слава гремела по всему миру. Правда, в родном городе о монархисте и эмигранте Сикорском вспоминали неохотно, сквозь зубы. Но столетие со дня рождения великого конструктора пришлось на 1989 год, когда горбачевские реформы уже позволили не оглядываться на прежние стереотипы. И в Киеве не забыли отметить юбилей.

Значительная часть бывшей усадьбы Сикорского-отца на Ярославовом Валу, 15, к тому времени была в распоряжении Министерства обороны. Со стороны улицы, где стоял прежде небольшой особняк, еще в 1950-е годы выстроили корпус гостиницы "Красная звезда". А старинный флигель на втором плане, в котором проживала семья Сикорских, использовался как служебное помещение гостиницы. В честь круглой даты в 1989 году на его фасаде установили бронзовую мемориальную доску с портретом Игоря Сикорского и изображением его ранних самолетов.

После установления независимости Украины, казалось бы, ничто не мешало организовать музей авиаконструктора в доме, где он жил. Сохранились даже фотоснимки, на которых молодой Сикорский запечатлен со своими первыми летательными аппаратами прямо на фоне памятного здания. Американская фирма "Сикорский Эркрафт" и потомки Игоря Ивановича готовы были поддержать эту идею. Но... годы идут, гостиница "Красная звезда" давно уже не действует, а флигель Сикорских отселен и постепенно разрушается. О его плачевном состоянии уже много раз говорено, да только результатов - ноль.

Нельзя сказать, чтобы к памяти Игоря Сикорского в Киеве относились совсем уж наплевательски. На территории Киевского политехнического института, где прославленный конструктор некоторое время учился, теперь стоит памятник ему во весь рост. Прошлой осенью Киевсовет переименовал в честь Сикорского улицу Танковую, на которой устроено новое помещение посольства Штатов. Но при взгляде на полуразрушенный исторический флигель на Ярославовом Валу как-то мало верится в искренность такого увековечения. Это впечатление усиливает еще и контраст загаженной реликвии с новенькими коммерческими зданиями, растущими на соседних участках как грибы. Кто же, в конце концов, спасет дом Сикорских от окончательного разрушения?! 

МЕЖДУ ПРОЧИМ

Стрела самолета рванулась с небес 

С именем Игоря Сикорского связано немало фактов из истории авиации, которые начинаются словом "впервые". Именно он, между прочим, стал пионером в области воздушного самопожертвования наподобие того, о котором сложена песня "Огромное небо".

В августе 1912 года, уже работая в Петербурге, Сикорский на своем С-6 пошел на рекорд скорости. Результат его был по тем временам умопомрачительным - 123,1 км/час. Однако заходя на посадку, он вдруг увидел, что его аппарат рискует на такой скорости не вписаться в пределы летного поля и наскочить на чужие машины, а то и на неожиданно набежавшую толпу зрителей. Сикорский, не задумываясь, дал резкий крен вниз. При этом мешки с балластом сместились вперед, и биплан ушел в пике. Впрочем, к счастью для мирового авиастроения, конструктор отделался ушибами. Да и машина не получила роковых повреждений - за две недели ее удалось полностью восстановить.