ЗАПИСКИ ФРОНТОВОГО ЛЕТЧИКА
Киевский музей вторсырья расположился на территории столичного завода «Киевгорвторресурсы». Чего только ни увидишь на стеллажах с навесом (музей находится под открытым небом): старинные часы, военные бинокли, швейные машинки «Зингер» и многое другое. Все это, по словам сотрудников музея, раньше было самым что ни на есть барахлом, от которого избавлялись киевляне. Кто-то относил надоевшие вещи на мусорник, а те хозяева, которым было жалко выбрасывать сломанные часы и фотоаппараты, несли их на завод.
- Посмотрите, сколько тут всякого добра интересного: патефоны, статуэтки, радиоприемники, медали, записные книжки военных летчиков! - с гордостью говорит наш гид Алексей.
- А можно книжку летчика полистать?
- Нет проблем - держи!
Открываю пожелтевший от старости альбом в картонном переплете. Каждая страница летной книжки разбита на несколько колонок, в которые советский пилот старательно заносил информацию о своих рейдах на протяжении всей войны.
- Интересно, а какие-то из этих штуковин представляют коллекционную ценность? - интересуюсь я.
- А как же! Тут таких вещей хватает! Вот, например, самый настоящий тульский самовар, - говорит экскурсовод, указывая на пузатого чуть потускневшего от времени медного красавца с горбатым носом-краником и ушастой крышкой. - Кто-то мне рассказывал, что пару лет назад за него не одну сотню баксов давали.
|
Кстати, под самовары в музее отведена отдельная секция, где компанию пузачам составляют старинные примусы и керосинки, на которых когда-то наши бабушки и прабабушки готовили еду.
МЕШОК ИЗ БАБЬЕГО ЯРА
- Вот еще раритет: старый фотоаппарат «Кодак». Когда-то это была очень модная модель. Человеку стало жаль выбрасывать такую штуковину, вот, собственно, теперь он у нас и «проживает», - говорит Алексей, показывая на увесистый, но вполне компактный по тогдашним меркам «фотик» середины 50-х годов. - Стоит такая штука недешево. Точную цену сказать не могу, но говорят, что коллекционерам можно хорошо загнать.
|
Фотоаппаратов, кстати, тут хватает. Но в основном это модели советского производства - «Зенит» и «ФЭД».
Что меня больше всего впечатлило, так это светло-серый мешок с фашистской свастикой, в который немцы заставляли евреев складывать личные вещи перед тем, как расстрелять их в Бабьем Яру.
- Это никакая не копия, а один из тех мешков, куда люди собирали свои вещи, думая, что немцы повезут их в Германию. Многие посетители на несколько минут останавливаются и задумываются, когда видят этот экспонат. Так что наш музей заставляет историю вспоминать, - уверен Алексей.
А еще о войне напоминают боеприпасы, оружие и воинское обмундирование на одном из стеллажей. Здесь есть и «лимонки», и револьвер, и пехотный пенал, и крупнокалиберные патроны с артиллерийскими снарядами. Принесли добрые люди в музей и армейские каски военных лет, а также бляхи с солдатских ремней.
|
ИКОНЫ И ЛЕНИНЫ
А еще тут представлены старинные увесистые утюги на любой вкус, которые уже успели покрыться ржавчиной. Рядышком выстроились знаменитые швейные машины «Зингер». «Зингеровскую» подставку как-то хотел купить владелец одного из столичных ресторанов. Он собирался соорудить из нее оригинальный столик, накрыв столешницей из дуба. Бизнесмену отказали - мол, ничего никогда не продавали и не продадим.
Бросаются в глаза и несколько старых икон, на которых лики святых уже с трудом распознаются. Поговаривают, что одна из них представляет историческую ценность, однако до сих пор продолжает храниться практически под открытым небом.
- Ее скоро должны на реставрацию отдать. Ценная она и очень старая. Даже на две части уже разломилась, - рассказывает гид.
- А коллекционеры к вам не наведываются?
- Еще как наведываются! Что-то выспрашивают, что-то присматривают, а потом предлагают выкупить. Но здесь ничего не продается. Мы вдоль забора уже колючую проволоку натянули - воришки повадились. Явно же под чей-то заказ работают, иначе какой смысл лезть сюда за каким-то утюгом, которому грош цена!
Отдельный уголок музея занимает целое семейство Владимиров Ильичей: тут расставлены и небольшие гипсовые статуэтки вождя пролетариата, и крупные бюсты.
|
НЕСВЕЖАЯ ПРЕССА И ТАБЛИЧКА ЭКС-МЭРА
Вряд ли кто-нибудь из посетителей музея пройдет мимо большой застекленной витрины, в которой красуется самый первый номер газеты «Правда», вышедший 22 апреля 1912 года. Только представьте себе: первый номер рупора большевиков, причем в оригинале, и ему уже почти сто лет!
Есть и еще один любопытный экспонат: табличка с двери личного кабинета бывшего столичного градоначальника Александра Омельченко. Когда Сан Саныч освобождал рабочее место, ее вместе с другими ненужными вещами вывезли сюда на машине.
- Вот когда Омельченко придет снова к власти, мы ему позвоним и сообщим, что табличка с его кабинета у нас - пусть приедет и заберет, - шутит наш экскурсовод.
Фото автора.
БУДЬ В КУРСЕ!
Что еще есть в музее
Как-то на помойке нашли огромный железный чан, в котором давным-давно казаки готовили себе еду - по крайней мере так говорят сотрудники музея. Также здесь есть коллекции картин, навесных замков, разнообразных значков, медалей, поварешек и кружек. В общем, добра тут хватает и есть на что посмотреть и что потрогать.
КАК ДОБРАТЬСЯ
Адрес: ул. Степана Сагайдака, 112, вход через проходную завода «Киевгорвторресурсы».
Ближайшая станция метро - «Левобережная».
Время работы: понедельник - пятница 10.00 - 17.00
Вход бесплатный.
Тел. 0(44) 517-39-63.