22 декабря
Загрузить еще

Добро пожаловать в город пробок!

Добро пожаловать в город пробок!
Фото: Новенькая эстакада на Набережно-Крещатикской уже не справляется с?потоком автомобилей.

Если несколько лет назад понятие «час пик» было ограничено конкретными временными рамками, то сегодня складывается впечатление, что он в Киеве длится с раннего утра до позднего вечера. Мы уже привыкли простаивать в дорожных заторах по часу, а то и два. Но это еще не предел. Эксперты уверяют, что совсем скоро нам придется привыкать к другой столице, где нормально передвигаться можно будет только пешком - движение на автомобильных дорогах попросту остановится. Произойдет так называемый транспортный коллапс по двум причинам: во-первых, город уже трещит по швам от огромного количества автомобилей, а во-вторых, отсутствует комплексный подход к решению проблемы дорожных заторов.  

АВТОБУС ИЛИ АВТО?

Директор Института проблем города Александр Сергеенко убежден: чтобы оживить городской трафик, надо строить не только транспортные развязки и объездные пути, но и показывать преимущества общественного транспорта. 

- В развитых странах чиновники уже давно сумели найти баланс между личным транспортом и общественным. На Западе люди прекрасно понимают, что на работу лучше добираться на трамвае или автобусе, чем на собственном авто. Наш же гражданин предпочитает простоять в пробках полтора часа, чем спуститься в метро и за 15 минут доехать до нужного места. И понять его можно: разве наши автобусы и троллейбусы можно назвать комфортабельными и быстрыми? Согласитесь - вряд ли. А вот в Хельсинки, например, общественный транспорт признан одним из лучших в Европе, поскольку люди действительно довольны уровнем обслуживания и комфорта. А все потому, что там не скупятся и выделяют солидные суммы из бюджета на развитие транспорта. У нас же только жалуются, мол, это направление убыточное, надо поднимать цены, ибо из минусов так и не выйдем, - говорит Александр Сергеенко. - Вывод: чтобы снизить количество машин в городе, надо пересадить людей на общественный транспорт. Власти должны сделать так, чтобы люди в этом были заинтересованы. Но это стоит больших денег, которые транспортная отрасль в ближайшее время вряд ли получит. 

Кроме того, по словам эксперта, необходимо также изучить пропускную способность улиц, грамотно распределить потоки транспорта и создать автоматизированную систему управления дорожным движением. 

- Я вас уверяю: даже если чиновники захотят этим заняться, все опять упрется в отсутствие денег. Да и реализовать такие наработки за кратчайшие сроки весьма трудно - надо года четыре, как минимум. В общем, могу точно сказать: Киев уже вплотную приблизился к транспортному коллапсу. Сейчас каждые сутки по столице проезжает более одного миллиона автомобилей! Вы не раз, наверное, замечали, что есть дни, когда город практически полностью стоит в одной бесконечной пробке. Вот это и есть первые ласточки приближающегося коллапса, который, если ничего не делать, наступит через 3-4 года, - резюмирует Александр Сергеенко. 

ПЛОТНЕЕ НЕКУДА

Пессимистического сценария придерживается и заведующий кафедрой транспортных систем и безопасности дорожного движения Национального транспортного университета профессор Владимир Полищук. Как он рассказал «КП», власти вряд ли успеют сделать так, чтобы в ближайшее время город не замер в одной огромной пробке - времени мало, да и денег нет.

- Основная проблема - плотность дорог и магистралей. У нас эта цифра составляет 2,12 километра дорог на квадратный километр территории. А для нормального движения транспорта показатель должен составлять 14,5! Транспорта на улицах столицы в избытке, и ездить попросту негде. Быстро расширить дорожную сеть Киева не получится, так что глобального затора нам не избежать, - говорит эксперт. - Уже сейчас по некоторым подсчетам на тысячу жителей столицы приходится 350 автомобилей. Если количество машин дойдет до 380 на тысячу человек, то начнется хаос - город станет в одном сплошном заторе. 

ЗАТОР - ЭТО НОРМА

В то же время, по словам Владимира Полищука, избавиться от пробок просто невозможно. Тянучки - это нормальное явление для мегаполисов.

- Вопрос в том, смогут ли муниципальные власти контролировать эти заторы. Как показывает практика, с таким подходом к проблеме, как у нас, ситуация выходит из-под контроля. Комплексный подход к решению этой задачи отсутствует, не разрабатываются и административные меры. Например, необходимо расширять магистральные улицы, обустраивать парковочные зоны, в частности подземные, как это делают в том же Париже. Там вообще на магистральных дорогах запрещена парковка. Можно распределить номера автомобилей на две группы: одни будут въезжать в центр города по четным датам, другие - по нечетным. Автоматизировать систему управления дорожным движением тоже надо. Самое интересное, что у нас в стране есть серьезные специалисты, которые могут найти решение проблемы. Есть и ценный зарубежный опыт. Но наши чиновники почему-то не могут и не хотят решать эту проблему, - говорит специалист.

КОЛЛАПС - БАЙКА 20-ЛЕТНЕЙ ДАВНОСТИ

А вот в «Киевавтодоре» разговоры о глобальном транспортном заторе называют преувеличением.

- Лично я слышу разговоры о коллапсе уже на протяжении 20 лет, но пока этого не произошло. Мы делаем все, что от нас зависит, для того, чтобы разгрузить трафик в Киеве: расширяем дороги, строим развязки, - сказал «КП» главный инженер «Киевавтодора» Василий Мельниченко. - Отмечу, что проблему заторов надо решать комплексно: внедрять автоматизированную систему управления дорожным движением, строить многоуровневые паркинги, переводить ряд улиц на одностороннее движение, расширять объездные пути и многое другое. Понятное дело, что количество автомобилей в Киеве постоянно увеличивается, но ведь мы тоже не стоим на месте: постоянно ведем работы по улучшению дорожной инфраструктуры столицы. 

Получается, решить проблему городских заторов все же реально. Для этого, в один голос утверждают специалисты, надо внедрять комплексный подход: расширять транспортную инфраструктуру города, использовать электронные системы управления дорожным движением, повышать культуру вождения самих водителей, заимствовать зарубежный опыт борьбы с заторами. Но помимо этого, есть еще одно «надо»: желание столичных властей навести порядок на дорогах города. А если оно будет стимулироваться финансовыми возможностями, которые опытный хозяйственник наверняка сможет изыскать, есть надежда, что через три-четыре года движение в Киеве все же не остановится, а наоборот - существенно ускорится. 

А КАК У НИХ

В Сингапуре - квоты, в Нью-Йорке - запрет на поворот

В Афинах  бороться с пробками в городе позволяет так называемая система четных/нечетных чисел. Машинам, номерные знаки которых оканчиваются на четное число, разрешено ездить по городу только по четным числам месяца, и наоборот.

Для того чтобы пользоваться машиной в Сингапуре, придется купить квоту на нее. Пользование личным транспортом благодаря такой системе становится дорогим удовольствием, поэтому многие пересаживаются на общественный транспорт. 

В Лондоне введена плата за въезд в деловую часть столицы - Сити. Освобождается от платы лишь транспорт особого назначения - такси, городские автобусы, машины скорой помощи, пожарные и другие экстренные службы.

В Нью-Йорке введен полный запрет на левый поворот в центре города в час пик. Здесь же над старыми дорогами по эстакадам прокладывают транзитные магистрали, по которым автомобили могут без препятствий покинуть центр города. Кстати, в Токио автомобильные развязки и эстакады иногда поднимаются над городом на 5 уровней.

КСТАТИ

Пять спасителей

Спасти столицу от многокилометровых тянучек смогут пять мостов через Днепр. Такое мнение высказала профессор Национальной академии изобразительного искусства и архитектуры, секретарь Гуманитарного совета при президенте Украины Лариса Скорик. При этом мосты должны быть спроектированы таким образом, чтобы по ним шел и рельсовый транспорт (метро, трамваи), и железнодорожный (поезда и электрички), и автотранспорт. 

БУДЬ В КУРСЕ

Топ-10 пробочных мест столицы*

 Участок / Общая продолжительность пробок за первые 15 дней февраля 2010 года (с 7.00 до 22.00)

 ул. Большая Житомирская - ул. Артема 153 часа

 ул. Б. Васильковская 147 часов

 ул. Горького 134 часа

 Крещатик - Владимирский спуск - Почтовая пл. 110 часов

 ул. Чорновила - Воздухофлотский просп. 108 часов

 просп. Маяковского 101 час

 просп. Гагарина 87 часов

 ст. м. «Дорогожичи» - Севастопольская пл. 86 часов

 просп. Оболонский на участке от ст. м. «Минская»  до ст. м. «Петровка» 82 часа

 бульв. Леси Украинки 72 часа

* Список составлен аналитиками системы «Яндекс.Пробки».

Несмотря на то что данные приведены за февраль 2010 года, эксперты системы «Яндекс.Пробки» уверяют: данные хорошо передают общую картину загруженности дорог столицы, независимо от времени года.

Фото Максима ЛЮКОВА.