Сегодня 19 октября +23°C
Александр БОЧКАРЕВ (5 ноября 2010)
«Зайцы» первый киевский троллейбус недолюбливали

«Зайцы» первый киевский троллейбус недолюбливали

Первые машины «ЛК» (Лазарь Каганович) не отапливались.

На смену трамваю

Осенью 1935-го, через год после того, как Киев вновь стал столицей Украины, киевляне с удивлением наблюдали за странной машиной, движущейся на электромоторе, подобно трамваю, но не по рельсам. В городе открыли первый троллейбусный маршрут. 

Историки говорят, что первый троллейбус мог появиться в Киеве еще в 1914 году, на двадцать лет раньше, чем в Москве. Одна английская фирма предлагала городскому голове построить систему «безрельсовой электрической дороги». Она была в пять раз дешевле трамвая, поскольку не требовала укладки рельсов. Но грянула война, и запуск троллейбусов отложили. Работы начали лишь в 30-х годах. Нужно сказать, что к тому времени на Западе уже массово вводили в эксплуатацию этот вид городского транспорта, и, чтобы не отставать от «моды», руководство Киева постановило - убрать трамвай и заменить его троллейбусом. 

Правда, сделали это поспешно, руководствуясь принципом «сначала ломай, а потом думай». Трамвайные пути, соединяющие Европейскую площадь, Крещатик и железнодорожный вокзал, сняли, но троллейбус в срок не запустили, и киевляне почти год, чертыхаясь, вынуждены были покрывать это расстояние пешком. 

В феврале-марте 1935 года развернули подготовительные работы, и открытие первого троллейбусного маршрута назначили на ноябрь,  аккурат к годовщине Октябрьской революции. Первый маршрут провели от площади III Интернационала (сейчас - Европейская площадь) до площади Дзержинского (метро «Лыбедская»). Там же построили и первое депо.

«5 ноября в 17 часов состоялось торжественное открытие первого в Украине троллейбуса, - пишет один из авторов книги «Киевский троллейбус» Стефан Машкевич. - На трассу выпустили четыре машины. Они проходили маршрут за десять минут с пятью промежуточными остановками: угол Красноармейской и Пятакова (сейчас - Саксаганского), Красный cтадион, угол Красноармейской и Зарудного (сейчас - Федорова), Владимирский базар, Красноармейская, 119. Уже в первый вечер пассажирами стали 1629 человек, на другой день - 5096». 

«Почти каждый раз из троллейбуса выходят целые семьи, сделавшие несколько непрерывных рейсов», - писала газета «Бiльшовик» через несколько дней. 

Дальше едешь - больше платишь

По словам историков, первые киевские троллейбусы были далеки от совершенства. Они оказались неповоротливы, плохо слушались руля. Зимой в машине гуляли сквозняки и отсутствовало отопление. Зато в них практически не было «зайцев» - троллейбусы были маловместительны, число пассажиров четко регламентировалось: 45 мест (35 сидячих и 10 стоячих). Это облегчало задачу кондуктору, которому было несложно вычислить безбилетника. Чего не скажешь о его коллеге в трамвае - там в вагон набивалось более сотни пассажиров. Кстати, штрафы никто не платил. Если кондуктор обнаруживал «зайца», он обращался к милиционеру - служители закона тогда стояли чуть ли не на каждой остановке. 

Стоимость проезда в троллейбусе была значительно выше, чем в трамвае. 

- В 30-е годы цена зависела от количества остановок, - рассказывает начальник пресс-службы общественной организации «Киевляне за общественный транспорт» Ярослав Щербаков. - Короткие расстояния в несколько остановок на троллейбусе стоили дешевле, чем на трамвае. Но дальние обходились в несколько раз дороже. Например, проезд от Европейской площади до площади Дзержинского на трамвае стоил где-то 60 копеек, а на троллейбусе - 1 рубль 30 копеек! 

На некоторых предприятиях выдавали своим рабочим проездные, которые в 30-е годы больше походили на удостоверение личности с вклеенной фотографией и несколькими мокрыми печатями. Пассажиры, не имеющие проездных, предпочитали добираться на работу пешком - зачем деньги на проезд тратить?

До войны в Киеве успели построить три троллейбусные линии: площадь III Интернационала - площадь Дзержинского, железнодорожный вокзал - площадь Дзержинского и вокзал - площадь III Интернационала. Запуск последних двух затянулся ровно на два года. Работа над запуском новых маршрутов прервалась вместе с приходом в Киев фашистов в 1941 году. Движение троллейбусов возобновили 6 ноября 1944 года, ровно через год после освобождения Киева.

Надпись на билете 30-х годов напоминала: покажи контролеру!
Надпись на билете 30-х годов напоминала: покажи контролеру! 

 

 

Фото автора.

КСТАТИ

Сегодня в Киеве действует 43 троллейбусных маршрута, общая длина которых составляет 774 км. Перевозят пассажиров 403 машины, они базируются в 4 депо.

Политика

Путина спросила о выдвижении на новый срок, а он рассказал анекдот
Путина спросила о выдвижении на новый срок, а он рассказал анекдот 8

Президент РФ постоянно уходит от ответа на этот вопрос.

Украину посетит делегация Совета Европы
Украину посетит делегация Совета Европы 22

В Киеве у них запланированы переговоры с представителями украинской власти.

Розенблат заявил, что вез драгоценности в подарок  маленьким детишкам
Розенблат заявил, что вез драгоценности в подарок "маленьким детишкам" 175 1

Депутат Верховной Рады Борислав Розенблат заявил, что детективы НАБУ изъяли у него драгоценности, которые он вез в качестве подарка родственникам.

Происшествия

За несколько минут до ДТП в Харькове девушка-водитель  Лексуса  сидела  ВКонтакте
За несколько минут до ДТП в Харькове девушка-водитель "Лексуса" сидела "ВКонтакте" 34

20-летняя Елена Зайцева, которая была за рулем "Лексуса" 18 октября, за несколько минут до смертельной аварии в Харькове сидела в соцсетях.

Все, что стало известно об аварии  Лексуса  в Харькове
Все, что стало известно об аварии "Лексуса" в Харькове [фото, видео] 1774

"КП" в Украине" собрала данные о водителе "Лексуса", истории пострадавших и первые выводы официальных органов.

Трое пострадавших при ДТП в Харькове находятся в коме
Трое пострадавших при ДТП в Харькове находятся в коме 595

Беременная пострадавшая в стабильном состоянии, ребенку ничего не угрожает. А сестры Оксана и Диана в очень тяжелом состоянии.

Экономика

Нам уже ничего не страшно? Как митинги отражаются на экономике страны
Нам уже ничего не страшно? Как митинги отражаются на экономике страны 693

"КП" в Украине" решила выяснить, отразятся ли протесты на экономической ситуации в стране и на валютном курсе.

В Украине каждый 10-й сидит без работы
В Украине каждый 10-й сидит без работы 1509 4

А производительность труда в нашей стране настолько низка, что в Минфине ее назвали главным врагом экономики.

После увеличения пенсий могут вырасти цены, а о субсидиях многим придется забыть
После увеличения пенсий могут вырасти цены, а о субсидиях многим придется забыть 3677

Вместе с экспертами мы разбирались, как осовременивание пенсий скажется на нашей жизни

Общество

Почему Господь не решил одним словом проблему мирового зла?
Почему Господь не решил одним словом проблему мирового зла? 375

На эту тему размышляет глава Административного аппарата Киевской митрополии УПЦ епископ Виктор (Коцаба).

Саженцы по осени считают
Саженцы по осени считают 274

Питомники и садовые хозяйства начинают продажу саженцев, зачастую сейчас их можно купить дешевле, чем по весне, когда и без того забот полон рот.

СМИ: во Львове закрылся ресторан, где отравились 19 человек
СМИ: во Львове закрылся ресторан, где отравились 19 человек 288

Во Львове закрылся ресторан, в котором за несколько дней отравление получили 19 человек. Якобы заведение принадлежит жене народного депутата от "Блока Петра Порошенко" Богдана Дубневича.

Светская хроника и ТВ

Российская телеведущая заявила, что ее тоже домогался Вайнштейн
Российская телеведущая заявила, что ее тоже домогался Вайнштейн 356

Журналистку пригласили в номер и попросили сделать массаж.

Жена Джигарханяна покинула его театр и будет разводиться
Жена Джигарханяна покинула его театр и будет разводиться 1205

Знаменитый актер Армен Джигарханян, который женился на молодой Виталине Цимбалюк-Романовской, пожаловался на нее во время ток-шоу.

Ахтем Сеитаблаев:  В  Танцах со звездами  у нас - матриархат!
Ахтем Сеитаблаев: "В "Танцах со звездами" у нас - матриархат!" 211

В гостях у "КП" в Украине" побывала одна из самых чувственных пар популярного телепроекта.

Спорт

Ярмоленко и Коноплянка взлетели в цене
Ярмоленко и Коноплянка взлетели в цене 313

Экс-динамовец даже повторил свой личный ценовой рекорд.

Вернидуб:  Очки нужны и  Заре , и  Герте
Вернидуб: "Очки нужны и "Заре", и "Герте" 210

Главный тренер луганской команды ответил на вопросы журналистов перед матчем Лиги Европы

Хацкевич:  Главное – победа, а не мой День рождения
Хацкевич: "Главное – победа, а не мой День рождения" 326

Главный тренер киевского "Динамо" провел пресс-конференцию накануне матча Лиги Европы против "Янг Бойз"