ТАЙНА ЗА СЕМЬЮ ПЕЧАТЯМИ
Для того чтобы воочию убедиться, что же за монстр так напугал экологов, корреспонденты «Комсомолки» отправились лично взглянуть на мини-завод.
У самой улицы Борщаговской, на территории железнодорожного депо, стоит установка, которая размерами смахивает скорее на небольшой вагончик. С первого взгляда и не скажешь, что этот заводик будет сжигать по 3 тыс. тонн отходов в год. Это как раз то количество бутылок, остатков еды, пластиковых пакетов и прочего мусора, который остается в поездах после пассажиров.
Подходим ближе, и сразу же чувствуем неприятный запах мусора, которым заполнен резервуар, стоящий рядом с установкой. Впрочем долго наслаждаться ароматами помойки нам не пришлось - со всех сторон сломя голову в нашу сторону уже бежали охранники депо. Дальше последовала разъяснительная беседа по поводу того, как нехорошо тут ходить самому и чтобы нас здесь больше никогда не видели, а то… Что именно имели в виду наши собеседники, осталось загадкой. Но сама атмосфера секретности вызывает вопросы. Ведь по словам сотрудников железной дороги, которая и является хозяином завода, установка сделана по последнему слову техники и рассчитана на то, чтобы даже дым от сжигаемых отходов наружу не выходил.
- Нет в этом никакой опасности, - рассказал нам мужчина, который не пожелал представиться, но по солидному костюму и тому, как он раздавал распоряжения рабочим, было понятно: перед нами чиновник. - Это новейшее слово техники, и ядовитый дым никогда не попадет в воздух. Не надо поднимать мнимую шумиху вокруг этого!
«ОТХОДАМИ ДЫШАТЬ НЕ ХОТИМ»
Нам все же удалось пообщаться с одним из рабочих, который рассказал, что пока завод не работает и неизвестно, будет ли он вообще стоять в этом месте. B это слабо верится, поскольку на площадке вовсю идут работы - новенький фундамент даже не успел застыть.
- Мы еще его не запускали, - говорит работник. - Но мусор, как видите, уже туда подвезли. Это будут отходы только наши, то, что осталось в поездах. Правда, я не понимаю, почему столько внимания к нему. Ведь когда проводили тестовые запуски, то даже запаха от сжигания не было слышно. Воняет сам мусор, сброшенный в котлован.
Все бы ничего, но согласно действующим санитарным нормам любой мусоросжигательный завод должен строиться не ближе 1000 метров от жилых домов. А тут даже невооруженным глазом видно, что до ближайших многоэтажек и 200 метров не будет.
Местные жители о таком соседстве - ни слухом ни духом. Однако, узнав от нас, что буквально под носом у них появился опасный сосед, заметно занервничали.
- Мы впервые слышим о нем, - рассказала «КП» пенсионерка Тамара Алексеевна, живущая по адресу Борщаговская, 46/2. - Но я дышать вонью не хочу. Мы с соседями сегодня соберемся и пойдем в жэк. Будем разбираться. Это же не дело!
Экологи в свою очередь уверяют, что по такой технологии, да еще и в городе нигде в Европе мусор не утилизируют. И обещают обратиться в прокуратуру, чтобы та проверила, есть ли у хозяев все соответствующие разрешения.
- Сжигать пластиковые бутылки - технология вчерашнего дня, - поделился с «КП» известный эколог Владимир Борейко. - Везде эти вещи отдают на переработку, поскольку при сжигании выделяются канцерогенные вещества, которые отравляют окружающую среду. Несмотря на то что, как говорят, установка не выпускает дым наружу, многие вредные элементы все же попадают в воздух. Мы будем обращаться в прокуратуру, и пусть ее следователи уже разбираются, насколько законно строить что-то подобное в такой близости от людей.
Фото Максима ЛЮКОВА.
ЗВОНОК В СЭС
Специалисты столичной санэпидемстанции, которая и должна выдавать разрешения на строительство подобных объектов, о новом заводе не слышали.
- Не имеет значения, завод это или маленькая установка, - работать она должна на расстоянии одного километра от жилых кварталов, - рассказал «КП» заместитель главного санитарного врача Киева Юлий Жигалов. - Однако к нам за разрешениями никто не обращался. Сегодня же (13 сентября. - Авт.) дам распоряжение разобраться, что там установлено.