Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
Загрузить еще

«Сей монастырский город мы превратим в социалистический!»

«Сей монастырский город мы превратим в социалистический!»
Фото: Особняк Либермана на Банковой, 2. В нем первое время после переезда квартировал Совнарком. Сейчас в нем - Союз писателей Украины.

В 1919 году столицу из Киева перенесли в Харьков, и на то были веские причины. Во время Гражданской войны город сотрясали непрерывные перевороты. Лишь за три года - с 1917-го по 1919-й - он пережил 15 (!) смен власти. Когда большевиков в очередной раз выгнали, те отступили в Харьков, где их позиции были гораздо сильнее. С тех пор - до 1934 года - правительство Советской Украины обосновалось в Харькове. 

- Советская пропаганда традиционно объясняла случившееся тем, что, дескать, тогда требовалось поднимать индустрию и промышленность на востоке Украины, а из Харькова руководить этим процессом было легче, - говорит писатель-историк Виталий Ковалинский, автор более двух десятков книг. - В этом утверждении, в принципе, большого лукавства не было. Но в то же время партийные лидеры понимали: из идеологических и политических соображений столицу необходимо вновь перенести в Киев. 

ОХОТА НА БЕЗДОМНЫХ

В январе 1934 года советское правительство однозначно решило сменить харьковскую прописку на киевскую. Сразу же встал вопрос: где размещать огромный партийный аппарат? Стоит отметить, что амбиции у хозяев страны в те годы были огромные, каждый из чиновников желал, говоря современным языком, устроиться максимально круто. 

- Архитекторам поручили разработать план строительства единого правительственного центра, - продолжает Виталий Ковалинский. - А пока суд да дело, руководство временно расселили в нескольких зданиях в центре Киева. Например, ЦК КП Украины - в доме по улице Владимирской, 33, где сейчас СБУ. Всеукраинский центральный исполнительный комитет (ВЦИК) занял Мариинский дворец. Совнарком квартировал в особняке бывшего помещика Либермана на Банковой, 2. Любопытный факт: в этом здании до 1930 года располагался Дом увечного ребенка им. Крупской, где лечили деток с умственными отклонениями…

Пока функционеры неспешно паковали чемоданы для переезда в Киев, город буквально стоял на ушах! Милиция работала сутками, очищая новую столицу от социально опасного элемента, бродяг и попрошаек. Только с марта по июнь отловили более 6,5 тысячи бомжей, из которых часть трудоустроили, а часть отправили в лагеря. Не обошли стороной и беспризорников - их распределили по колониям. 

Переезд правительства широко освещался в советских СМИ. (На фото - руководство Украины принимает почетный караул на перроне Киевского вокзала.)

КАБИНЕТЫ НА ЦЕРКВЯХ

Между тем архитекторы трудились над проектами будущих правительственных учреждений. Им было дано указание сносить все здания, мешающие воплощению планов. Имелись в виду, конечно, прежде всего церкви. Их взрывали и разбирали по кирпичику без разбора: только с 1934 по 1937 гг. в столице разрушили порядка шестидесяти церквей! 

- Навсегда исчезли храм Иоанна Златоуста на углу Большой Житомирской и Владимирской, - перечисляет Виталий Ковалинский. - «Железная» церковь на проспекте Победы - сейчас на этом месте здание цирка, Благовещенская на Саксаганского (сегодня там школа), Марии Магдалины, на месте которой построена станция метро «Политехнический институт», и многие другие. Погубили великолепнейший Михайловский собор и Трехсвятительскую церковь - древнейшую на территории Киева…

Именно эти два культовых сооружения первыми подвернулись под горячую руку «красных зодчих». Из большого количества проектов правительственных учреждений утвердили самый помпезный и масштабный. По задумке архитектора Лангбарда, эти здания должны были разместиться в самом сердце города - в районе Михайловской и Софийской площадей. Планировалось ликвидировать ряд «ненужных» строений, объединив обе площади для проведения военных парадов. А на новоявленной Правительственной площади - возвести два здания, между которыми должна была возвышаться 100-метровая стела с памятником Ленину. 

- Правительственные здания предполагалось выстроить на территории Михайловского монастыря и Трехсвятительской церкви, - продолжает Виталий Ковалинский. - Храмы и жилые дома на Трехсвятительской улице подлежали сносу. Равно как и присутственные места (современное здание киевской милиции на Владимирской, 15. - Авт.), особняк современной дипломатической академии, ряд домов на Большой Житомирской вплоть до Владимирской и еще несколько по улице Жертв Революции (нынешняя Трехсвятительская). 

Сказано - сделано. На фундаменте уничтоженного Трехсвятительского храма бойко закипела работа по строительству первого правительственного учреждения для ЦК Компартии Украины, которое стоит и поныне - в нем сейчас Министерство иностранных дел. Затем поспешно взорвали Михайловский Златоверхий монастырь. Только вот строить на его месте ничего не стали: кому-то в верхах проект не понравился. Выбрали район улиц Грушевской и Банковой, и вскоре там появились всем известные сооружения нынешнего Кабмина, Верховной Рады и Администрации президента.

Проект архитектора Лангбарда. Такой «ансамбль» мог появиться на Михайловской площади. В результате построили только здание Совнаркома (слева). Сейчас там располагается МИД.

ТЕПЛЫЙ ПРИЕМ

Приезда правительства в город ожидали 24 июня 1934 года. В этот день на Киевском вокзале наблюдалось огромное скопление народа. Наконец из Харькова прибыл поезд с высшими должностными лицами: вторым секретарем ЦК КПУ Павлом Постышевым, первым секретарем ЦК КПУ Станиславом Косиором, главой Всеукраинского исполкома Григорием Петровским, главой Совета народных комиссаров Украины Панасом Любченко. Прямо на перроне лидеров встретил почетный караул, и, согласно заранее разработанной программе, они отправились принимать военный парад на улицу Владимирскую - там возле Оперного театра для них соорудили трибуну. 

Парад провели с размахом. Мимо партбоссов прошествовали батальоны красноармейцев, в их честь прогудели десятки машин и единиц боевой техники, в небе пролетели самолеты, а многотысячная толпа просто захлебывалась в ликующих приветствиях. Рассказывают, что один из советских вождей, указав пальцем на золотые купола храмов, с пафосом воскликнул: «Сей монастырский город мы превратим в социалистический!» 

Фото автора.