Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
Загрузить еще

Чего ждать киевлянам от бюджета-2010?

Чего ждать киевлянам  от бюджета-2010?
Фото: Максим Шкуро: - Большой Киев может повторить судьбу маленького Алчевска.

«НУЖНА СПРАВЕДЛИВАЯ СИСТЕМА РАСПРЕДЕЛЕНИЯ СРЕДСТВ»

В этом году в Киеве наконец-то возьмутся за долгострои - будут выделены средства на строительство 13 станций скоростного трамвая, завершение трех станций метро в сторону Теремков, развязок на Московской площади и Набережно-Крещатикской. Конечно, киевляне могут сказать спасибо центральной власти. Но... Этим объектам просто повезло: они финансируются из государственного бюджета, поскольку входят в Программу подготовки к Евро-2012.

- Максим Юрьевич, как вы считаете, такие серьезные вливания из государственного бюджета помогут столице решить хотя бы некоторые из накопившихся проблем?

- Это подарок киевлянам от центральной власти. Когда глава семьи дарит своим детям подарки - это приятно. Но подарками сыт не будешь: дети требуют постоянной заботы, еды и одежды, медобслуживания и образования, будничного, но необходимого ежедневного обеспечения.

Так и в государстве. Сотни миллионов из госбюджета для отдельных пусковых объектов - это хорошо. Но это тактическая помощь, а вовсе не стратегическая. Это подарки с барского плеча: захотят - дадут, не захотят - не дадут. Вот прошлая власть не хотела - и стояли замороженными эти объекты, и кризис здесь ни при чем, поскольку заморозились они задолго до кризиса.

Требуются не подарки, а система, справедливая и работающая независимо от настроения того или иного чиновника. Я говорю об отношении правительства и парламента к принципу бюджетного распределения. 

- Что вы имеете в виду?

- Из года в год все высшие руководители (и кандидаты в руководители) в один голос обещают повернуться, наконец, лицом к местному самоуправлению - во всех программах всех политических сил и кандидатов в президенты это записано. Однако на деле ничего этого не происходит. Поднимать местное самоуправление легко лишь на словах. Ведь речь идет о кардинальном перераспределении финансов, об увеличении местных бюджетов. Увеличить местные - значит, сократить центральный, то есть урезать расходы верхов.

Каждый год представители правительства и парламента нам говорят: давайте мы в этом году еще примем бюджет по накатанной схеме, а уже к следующему году разработаем и примем новый, правильный Бюджетный кодекс. Правильный - это когда бюджеты формируются снизу вверх, а не наоборот, как сейчас: сколько захотят наверху, столько и дадут низам. Минимум одна треть средств должна оставаться местному самоуправлению. Если это трехуровневый бюджет, как в Киеве (центр - город - район. - Ред.), он должен распределяться по трети на каждый уровень. Это по-европейски, поскольку на самом нижнем уровне находятся все основные потребности людей, все коммунальное хозяйство.

«С 2008 ГОДА В РАЙОНЕ БЮДЖЕТНЫЕ СТРОЙКИ ЗАМОРОЖЕНЫ»

- По вашему мнению, такое распределение средств поможет Киеву стать по-настоящему европейским городом?

- Если уж говорить о том, движемся мы в Европу или нет, то вот один из главных показателей этого «движения». 

В 2009 году Соломенский район получил аж... 3,9% из тех средств, которые были собраны в районе в виде налогов. Более 80% ушло в государственный бюджет, около 15% - в городской, а в районном - остались крохи. Район перечислил в сводный бюджет 5,7 млрд грн., а получил всего 224 млн, которых едва хватило на зарплату учителям. Только благодаря казначейским кредитам и долгам перед поставщиками удается удерживать ситуацию под контролем. В такой финансовой яме ни о каких ощутимых ремонтах, реконструкциях, а тем более строительстве вообще говорить не приходится. При таком «государственном» подходе вся инфраструктура ЖКХ вскоре просто развалится.

В этом году состоялось такое же «справедливое» распределение бюджета. Давайте задумаемся, что такое 224 млн грн. для такого района, как Соломенский? С чем сопоставить эту цифру? Например, в Госбюджете на 2010 год на «медицинское и курортное обслуживание народных депутатов и руководящего состава органов власти» заложено 239,4 млн грн. Одна только эта статья (из многих!) на 15 миллионов превышает все статьи расходов по обеспечению самых насущных нужд целого района - то есть 330 тысяч человек!

- Какие это нужды? 

- Это асфальтирование улиц, дорог, придомовых территорий, ремонт кровель жилых домов (после зимы в районе протекают крыши 190 домов), модернизация и замена лифтов (35% находятся в аварийном состоянии), ремонт фасадов и лестничных клеток, ремонт инженерных сетей и оборудования (так или иначе в районе требуют обслуживания 1300 домов), ремонт учебных заведений, зарплата учителям (одних работников образования в районе 7 тысяч), дворникам, сантехникам, «зеленстроевцам», дорожникам и т. д. Все, что мы видим вокруг себя, должно обслуживаться из этих четырех процентов. Возможно ли это? Конечно, нет.

Я уже не говорю о том, чтобы что-то строить, создавать новое. Киевское городское хозяйство на 95% построено за период с конца войны до развала Союза. Если еще несколько лет назад мы что-то создавали (например, районом построены музыкальная школа на бульваре Лепсе - лучшая в Украине, межшкольный бассейн, новый загс, несколько новых школ), то сейчас об этом можно только мечтать. Все строящиеся объекты беспросветно заморожены. Вот такие тенденции. 

Эта школа построена за деньги местного бюджета.


«ОДНОРАЗОВЫМИ ВЛИВАНИЯМИ СИТУАЦИЮ НЕ СПАСЕШЬ»

- Как вы думаете, почему так происходит?

- Здесь нельзя не вспомнить об одной из коренных причин такого положения дел - выборов на партийной основе. Что касается местных выборов, то уже, кажется, все поняли, что пропорциональная система себя, мягко сказать, не оправдала, а если точнее - ведет к полному развалу не только управления, но и всего государства. Скорее всего, будет принят новый закон, предполагающий если не полностью мажоритарные выборы местных советов, то как минимум смешанную систему, то есть 50 на 50.

А вот об изменении системы выборов в Верховную Раду речь не идет. А жаль. Когда в Раде были мажоритарщики, они хоть как-то заботились о своих округах, старались по возможности отстаивать местные бюджеты. Ведь именно из них осуществлялось выполнение предвыборных обещаний депутата. У нынешних депутатов-списочников нет округов. Для них важнее сохранить лицо не перед избирателями, а перед своими партийными вождями.

- А вы сами верите в то, что депутаты Верховной Рады готовы поменять систему распределения бюджетных средств?

- Если честно, веры в то, что сами парламентарии изменят принцип межбюджетных отношений в пользу местного самоуправления, сегодня нет. Люди должны за привычными, уже затасканными словами о повышении роли местного самоуправления увидеть свои кровные, глубинные интересы. Собственно все это я говорю для того, чтобы еще раз донести остроту данной проблемы. Мы должны осознать свои интересы и всячески отстаивать их как на выборах, так и без выборов. 

Иначе может случиться, что большой Киев повторит судьбу маленького Алчевска. Одноразовыми вливаниями из центрального бюджета ситуацию не спасешь. Нужно полностью менять систему. Пока не поздно.

ПАСПОРТ СОЛОМЕНСКОГО РАЙОНА

Население - 330 тыс. человек
Территория - 4 тыс. га
Жилой фонд - 6381 домов, 140 общежитий  
Образовательные учреждения - 65 школ, 67 детсадов, 7 высших учебных заведений
Здравоохранение - 35 медучреждений
Торговля - 967 торговых предприятий, 254 ресторана и кафе, 7 рынков, 2 рыночных площади
Услуги - 478 предприятий бытового обслуживания. 
Промышленный комплекс - 65 предприятий
Научный потенциал - 54 научно-исследовательских и проектных института.