Загрузить еще

В случае сильного паводка Киев затопит: русла рек забиты хламом [фото+видео]

В случае сильного паводка Киев затопит: русла рек забиты хламом [фото+видео]
Фото: Походы диггеров в коллектор заканчиваются смертью.

ЛИВНЕСТОКИ ОБЕЩАЮТ ОЧИСТИТЬ

…Ковш экскаватора врубается в метровые навалы снега на обочине. Техника сносит сугроб, обнажая черные решетки ливнестока.

- Это «китаец» - хорошая машина, мощная - ей всего два года, - старший мастер гидротехнической службы «Киевавтодора» Виталий Артюх показывает на экскаватор.

«Автодоровцы» поднимают решетку и заглядывают в приемник. Он на четверть забит твердым снегом - вода здесь даже не просочится. Ливнесток - это первая цепочка огромной системы: сточные воды попадают туда, потом - в смотровые колодцы и магистральную трубу, заложенную по центру трасс и дорог. Затем вода вливается в огромные городские коллекторы, которые сбрасывают ее в реки и каналы. Если одно из звеньев окажется неисправным - любая дорога во время весеннего таяния снегов или паводка превратится в реку.

К забитому ливнестоку Виталий Артюх подгоняет трактор с причудливой конструкцией на носу. Это «МОК» - специальное «хватательное» устройство. Бригада ремонтников направляет щуп  - и железные клещи захватывают несколько килограммов слежавшегося твердого снега и вытягивают на поверхность. Я пробую взять щуп в свои руки - он резко и сильно дергается: норовит вырваться. После очистки двух ливнестоков мышцы рук начинают ныть.

- А ты попробуй еще крышку на место вставить, - подначивают ремонтники.

Чтоб не ударить в грязь лицом, хватаю решетку. Тяжелая, но удобная, она со звонким щелчком «садится» на место - в железную раму, вмонтированную в асфальт.

После очистки небольшие струи талой воды резво бегут в ливнесток.

КРЫШКИ ВОРУЮТ СОТНЯМИ

За день бригада из пяти человек (плюс тракторист и экскаваторщик) успевает почистить 20-30 ливнестоков. Это совсем немного, если учесть, что только в Голосеевском районе их 1386! А работают всего две команды «киевавтодоровцев». До потепления - когда тонны растаявшего снега потекут по улицам - обещают управиться.

- Все бы ничего, но крутые дядьки паркуют тачки прямо на обочине, а когда просим убрать - матерятся. Несколько раз дело до драк доходило. Бесполезно - не понимают они ничего! - вздыхают парни.

Еще одна проблема - воровство. Стоимость одного комплекта - крышки и железной рамы - тысяча гривен. Потому снимают их сотнями. 

- Там, где ливнестоки, надо проверять не часто - мы сваркой привариваем крышки, - вздыхает Виталий Артюх. - Потом разрезаем сварочные швы. А что делать? Пробовали заменить чугунные на пластиковые, но те недолговечные.

Мы оставляем ремонтников и едем осматривать «главную трубу» - Прозоровский коллектор. Он способен выбросить две тысячи кубометров воды за час! Конечно, если не будет забит.

Туннель разделен полуметровой стеной на две части. Виталий включает мощные фонари - виднеются непонятные надписи на стенах, сделанные баллончиками краски. Это скрижали киевских диггеров. А метра через четыре висит тревожная надпись: «В результате мгновенного повышения воды в этом коллекторе погибли четыре человека».

КОЛЛЕКТОР РАБОТАЕТ НОРМАЛЬНО

- Недавно здесь утонули диггеры - парень с девушкой. Шансов спастись у них просто не было… - гулко разносится по казематам голос Виталия. - Если начался сильный ливень - коллектор за десять минут наполняется до потолка.  

Впрочем, и эта надпись - свидетельство чей-то жуткой смерти - не пугает диггеров. Искатели приключений частенько посещают это место.

- Закрыть мы его не можем, иначе не будет работать, - вздыхает Виталий Артюх.

Через метров тридцать ровные стены коллектора становятся полусферическими: чтобы пройти, приходится пригибаться. Холодная вода уже достает до колен и мчится наружу.

В руках корреспондента «КП» щуп, которым чистят ливнестоки.

Ребята-ремонтники, сопровождающие нас, черпают воду прямо из коллектора, разводят в пластиковом ведре цементный раствор и заделывают незначительные разрушения в стенах. 

- Это небольшой ремонт, а вообще мы работаем либо когда минусовая температура, либо летом, - рассказывает Артюх. - На стенах вешаем осветительную гирлянду, а один человек дежурит снаружи и докладывает о переменах погоды. Если начинается дождь - тут же выходим… Оказаться тут во время ливня - верная смерть.

Мы пробираемся в темные казематы еще метров на пятьдесят-шестьдесят. Виталий Александрович внезапно останавливается.

- На улице плюсовая температура, снег потихоньку тает, - объясняет он. - Сейчас мы находимся на безопасном расстоянии от выхода, дальше не пойдем - большой риск.

Забитый мусором коллектор мы так и не нашли. Потому с большой долей вероятности можно говорить, что гидросистема сработает как положено.

- Примерно в таком же состоянии находятся другие коллекторы Киева, - рассказывают в «Киевавтодоре». - В Голосеевском районе их семь, а всего по Киеву - несколько десятков.

Но вот что будет с водой дальше - большой вопрос. Например, русло Лыбиди до сих пор забито деревьями, поваленными во время декабрьских ураганов.

- Уже куда только не обращались, - горюет Виталий Артюх. - Это ведь не наша часть работы - чистить русла должны другие службы!

Некоторые ремонтники признают, прося не указывать их фамилии: деревья могут спровоцировать потоп - за ветки зацепится мелкий мусор, выбрасываемый коллектором, таким образом, получится своеобразная дамба, и ближайший район просто зальет.

КСТАТИ

Власти знают о критическом состоянии русел

- По результатам проверки установлено, что водоемы загромождены бытовым мусором, сваленными деревьями, камышом и кустарником, в результате чего пропускная способность прохождения воды снижена, - сообщили в Главном управлении по вопросам чрезвычайных ситуаций КГГА. - На расчистку гидротехнических сооружений водохранилищ, прудов и других объектов, которые находятся в зоне влияния вредного действия ледохода,  будет направлено 4,2 миллиона гривен. Кроме того, на эти средства закупим 26 насосов для откачки воды.

- Этих денег не хватит! - прокомментировал решение мэрии на условиях анонимности источник «КП» в предприятии, которое отвечает за русла. - Их хватит от силы на 25% процентов работ - речь идет о громадном объеме, причем в труднодоступных местах.

ЕСТЬ ПРОБЛЕМА

Столица отравит фекалиями полстраны?

Владимир КАМИНСКИЙ.

Уже через месяц Киев рискует остаться без чистой воды. Более того - своими стоками город может залить десятки сел, расположенных ниже по течению Днепра.

Первыми тревогу забили в рыбинспекции - толстый слой льда на Киевском водохранилище убивает тонны рыбы. С приходом весны она начнет разлагаться и отравлять воду в кранах. В «Киевводоканале» заявили, что необходимо более 47 млн грн. - иначе по и без того загрязненным водопроводным трубам потечет не вода, а яд.

Теперь же стало известно, что Бортническая станция аэрации - место, где от стоков очищается вся городская вода, - в ближайшее время может отравить полстраны. Виной всему - грядущий паводок. Иловые поля станции переполнены. По словам руководства БСА, ежедневно туда выбрасывают порядка 12 тыс. тонн отходов. Дамбы уже не в силах сдержать ил. И если паводок в столице будет действительно серьезным, они разрушатся. В первую очередь будут отравлены соседние села, а с талой водой нечистоты попадут в Днепр, из которого пьет пол-Украины.

- Состояние станции катастрофическое. Наращенные дамбы не могут сдержать ил. Минувшей осенью без всякого паводка они уже давали течь, тогда их смогли залатать. Сегодня есть большая вероятность прорыва, от которого могут пострадать 25 млн человек,- говорит депутат Киевсовета Иван Плачков.

На реконструкцию БСА, по оценкам экспертов, нужно более 4 млрд грн. Таких денег у города, естественно, нет. В КГГА признают, что станция находится в сложной ситуации, но заявления об экологической катастрофе называют страшилками. 

- Мы решаем проблему паводка в комплексе. А со станцией должно помочь государство. Поплывут дамбы иловых полей или нет - не могу сказать. Еще не знаю уровень паводка, - отметил первый заммэра Анатолий Голубченко.  

А В ЭТО ВРЕМЯ

В «Киевводоканале» решили загрязненную днепровскую воду заменить более чистой деснянской.

- Полностью отказаться от забора днепровской воды у нас технически нет возможности, но 70% деснянской мы заберем и частично будем днепровскую использовать. Таким образом, получим нормально обработанную воду, - уверяет главный инженер департамента эксплуатации водопроводного хозяйства Владимир Костюк.