Напомним, что 16 ноября старый чешский вагон сошел с рельсов и покатился по дороге. Перед тем как остановиться, он раздавил две машины, травмировал прохожих и врезался в осветительный столб.
Если на прошлой неделе киевлян в основном интересовали подробности происшествия, то сейчас горожане задумались о собственной безопасности. Кто отвечает за нашу жизнь, когда мы садимся в общественный транспорт? Предусмотрена ли страховка пассажиров? «Комсомолка» попыталась разобраться.
МОЖНО НАДЕЯТЬСЯ ТОЛЬКО НА БОГА
Первым делом мы поговорили с кондуктором 19-го трамвая, на котором случилась авария.
- Где вы такие умные выискались?! Я не справочная и не страховая компания! Ничего про компенсации не слышала, - грубо отрезала пожилая женщина. - Вот если что-то случится, тогда и будете разбираться. А теперь либо платите, либо выметайтесь.
Даже после такого «компетентного» ответа нам по-прежнему трудно было поверить, что в цивилизованном государстве потерпевших пассажиров бросают один на один с их бедой. И мы обратились за разъяснениями в дирекцию «Киевпастранса». Вот что мы услышали.
- Согласно постановлению Кабмина №959 от 14.08.1996 года граждане при покупке билетов в электротранспорт ни свою жизнь, ни свое здоровье не страхуют, - объяснил заместитель гендиректора Василий Хвостик. - Поэтому никакие выплаты в случае чего не предусмотрены. Сказанное верно и в отношении поездок на прогулочных катерах.
Получается, столичным пассажирам остается надеяться лишь на везение и на Бога? Ведь состояние городского транспорта нынче откровенно плачевное…
ТРАТИТЬСЯ НА ПОЛИС НЕ ЖЕЛАЮТ
Да, действительно, на сегодня существует вышеупомянутое постановление правительства №959 о страховании пассажиров, которое в далеком 1996-м подмахнул экс-министр Лазаренко. И все эти годы столичные транспортники прикрываются «удобным» документом, увиливая от ответственности. Но что делать людям?
- Бросать граждан на произвол судьбы никто не может! - утверждает Эдуард Багиров, председатель правления Международной лиги защиты прав граждан Украины. - Приобретая билет, вы, по сути, заключаете договор, по которому вас должны благополучно доставить из пункта А в пункт Б. И компания, которая занимается перевозкой, ответственна за вашу жизнь и здоровье, и не важно, что это за транспорт: самолет, поезд или трамвай.
А все отговорки насчет того, что пассажиры не застрахованы, по словам правозащитника, сущая ерунда.
- То, что «Киевпастранс» не страхует пассажиров, является нарушением! - указывает Багиров. - Во всех странах Европы страхование обязательное, оно избавляет людей от многих проблем и беготни по судам. Но у нас ради выгоды руководители предприятий продолжают прикрываться какими-то постановлениями, лишь бы не тратить денежки на страховку. И тем самым подвергают клиентов опасности.
Так что делать, если случилась беда? Юрист советует прямиком направляться в суд. Там виновных заставят компенсировать и моральный, и материальный ущерб.
- Перед тем как туда обращаться, необходимо собрать документы со стороны ГАИ и записать показания свидетелей, - указывает Эдуард Багиров. - Взять оценку экспертов о сумме ущерба и написать письмо коммунальному предприятию с предложением возместить убытки.
Юрист уверен: если потерпевшие в недавней аварии все сделают правильно, «Киевпастранс» отдаст положенные деньги и пассажирам злополучного трамвая, и прохожим, которым от него досталось, и владельцам помятых автомобилей.
А В ЭТО ВРЕМЯ
В электротранспорте ввели новые талоны
В киевских трамваях, троллейбусах и автобусах с понедельника продают новые документы на право проезда. Они отличаются от прежних по цвету и размеру. Транспортники утверждают: билеты заменили, чтобы их было труднее подделать (в последнее время все чаще стали попадаться фальшивки). При этом в «Киевпастрансе» заверяют, что цена билетов, как и раньше, останется полторы гривны.