21 декабря
Загрузить еще

Эксперты о смертельном ДТП под Киевом: Нам нужно вводить "коридор трезвости" - останавливать всех и проверять

Эксперты о смертельном ДТП под Киевом: Нам нужно вводить
Фото: Фото: kv.dsns.gov.ua

Нужны превентивные меры

Только на этот раз нужно предлагать по-настоящему действенные меры, считают наши эксперты. Потому что увеличение штрафов или попытка ввести уголовную ответственность за вождение в нетрезвом виде мало кого устрашают.

После страшного ДТП на Старообуховской трассе в 5 километрах от Киева президент Зеленский снова поднял вопрос об ужесточении наказания за пьяное вождение на дороге. Пьяный водитель Mercedes на полной скорости влетел в автомобиль, где находилась семья из пяти человек. Мама, папа и их восьмилетняя дочка погибли на месте, а двоих сыновей – 10 и 12 лет - увезли в реанимацию. Младший мальчик скончался в больнице. За жизнь старшего борются врачи.

- Сейчас все будут говорить об ужесточении ответственности за вождение в состоянии алкогольного опьянения, но снова будут молчать о том, как это обеспечить, - считает эксперт по транспортной безопасности Владимир Караваев. - У нас и так ответственность немаленькая. Но эти меры не принесут ожидаемого результата, пока не появится системный подход. Ведь вчерашнее ДТП случилось не потому, что человек не понимал ответственности - в 2010 году он уже был участником смертельной аварии, где погибла женщина, и даже срок получил, но это его не остановило снова сесть пьяным за руль.

По словам Караваева, одной из возможных превентивных мер мог бы стать так называемый "коридор трезвости": ситуация, когда патрульные на дороге останавливают подряд все автомобили и проверяют водителей на признаки алкогольного опьянения. В Верховной Раде однажды уже обсуждали такой законопроект, но так и не приняли.

- "Коридор трезвости" - опыт прибалтийских стран, - продолжает Владимир Караваев. - В этом подходе есть системность. Потому что водитель знает: в любой момент, вне зависимости от того, нарушает он или нет, патрульные могут начать останавливать все подряд автомобили и проверять. И это работает как сдерживающий фактор. Такая системность была и у нас во времена Госавтоинспекции. Сегодня же водитель знает: если он ничего не нарушает, никто его останавливать не будет. Поэтому, даже выпив какое-то количество алкоголя, он думает, что ему ничего не угрожает, если он будет ехать "аккуратно". И это порождает безответственность.

Амнистия для пьяных водителей

Тем не менее нашей власти ближе реакционные методы - лучше ужесточить ответственность за последствия, чем предотвратить их возможность. После вчерашнего смертельного ДТП на Столичном шоссе Владимир Зеленский выступил перед Верховной Радой с просьбой как можно быстрее рассмотреть законопроект, который предусматривает увеличение штрафов за вождение в нетрезвом виде.

Похожую попытку усилить ответственность за пьяное вождение Верховная Рада предприняла два года назад. В 2018 году депутаты прошлого созыва проголосовали за то, чтобы ввести уголовную ответственность вместо административной за пьяное вождение. Мерой пресечения предполагался штраф от 17 до 34 тысяч грн с лишением права управлять транспортным средством на срок до трех лет. За повторное нарушение - штраф до 51 000 грн с лишением права управления на срок до трех лет. Закон должен был вступить в силу 1 января 2020 года, но нардепы нынешнего созыва отложили его действие на полгода до 1 июля.

17 июня 2020 года нардепы приняли другой закон, который вводит понятие "уголовного проступка" и повышает штрафы за повторное вождение в нетрезвом состоянии. Но президент не успел вовремя подписать этот документ. Поэтому 1 июля 2020 года в силу вступил старый закон об уголовной ответственности за пьяное вождение. Он просуществовал всего два дня - с 1 по 2 июля, после чего Зеленский подписал новый документ, уголовную ответственность за вождение в нетрезвом виде отменили. Пьянство за рулем снова стало административкой, но с увеличением штрафов за ее нарушение от 17 до 51 тысяч гривен.

- Закон об уголовной ответственности вступил в силу на два дня, - отмечает Вадим Володарский. - За это время все существующие дела на пьяных водителей, которые были открыты по статье 130 Административного кодекса до 1 июля, пришлось закрыть. Дальше патрульные успели открыть новые дела уже по новой уголовной статье. Но 2 июля в силу вступили нормы, которые отменили уголовную ответственность за пьяное вождение и вернули административную. Так как закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет, все дела, которые успели открыть уже за эти два дня, тоже пришлось закрыть. Фактически вот такая массовая амнистия для пьяных водителей.

Водитель "Мерседеса", погубивший семью, остался цел. Фото: https://kyiv.npu.gov.ua/ 

Сложная процедура

Но даже если бы такой законодательной оказии не произошло и за нетрезвое вождение предусматривалась бы уголовная ответственность, по словам нашего эксперта, довести дело до суда было бы почти нереально.

- Верховная Рада приняла этот закон в таком виде, что было почти невозможно обеспечить его процессуальное исполнение, - продолжает Вадим Володарский. - Что я имею в виду? В соответствии с этим законом, если задерживают пьяного водителя, сначала патрульные вносят сведения в ЕРДР и открывают уголовное производство. Затем, чтобы провести освидетельствование состояния алкогольного опьянения (это медицинская процедура, у водителя берут кровь), нужно получить постановление прокурора и определение следственного судьи. Мы все понимаем, что обеспечить это почти невозможно.

Наркоманов может быть больше, чем пьяниц

Водитель, устроивший смертельной ДТП 12 июля по дороге из Кончи-Заспы, по мнению полицейских, был не только пьян, но и, скорее всего, употреблял наркотики. По мнению нашего эксперта, наркоманы на дорогах - большая проблема.

- Если мы обратим внимание на вчерашнюю ситуацию, там дело не только в 1,3 промилле алкоголя. У водителя есть явные признаки наркотического опьянения. - отмечает Владимир Караваев. - И у нас с этим большая проблема. У патрульных по-прежнему нет экспресс-тестов, которые позволяют выявить наличие или отсутствие наркотических веществ в организме водителя. И об этом никто даже разговор не ведет. Я лично убежден, что количество водителей на дорогах с разной степенью наркотического опьянения гораздо больше, чем тех, кто выпил и сел за руль.

ИСТОРИЯ ВОПРОСА

Авария произошла около половины шестого вечера  12 июля по дороге из Кончи-Заспы в Киев. Виновник ДТП - 39-летний Антон Желепа - возвращался с дачи, где работал строителем. Абсолютно пьяный, за рулем Mercedes ML, который, как выяснилось позже, он угнал у своей работодательницы, мужчина пытался обогнать красный Mercedes Sprinter. Не справившись с управлением, Желепа зацепил ехавший впереди микроавтобус, вылетел на встречку и лоб в лоб столкнулся с Hyundai Tucson.

В пострадавшем автомобиле ехала семья из пяти человек - двое взрослых и трое малолетних детей. Авария была настолько сильная, что Hyundai практически превратился в груду металла. Оба взрослых и их восьмилетняя дочка погибли на месте - спасателям пришлось вырезать их изувеченные тела из машины. Двоих сыновей – 10 и 12 лет - увезли в реанимацию. Младший мальчик скончался сегодня ночью. За жизнь старшего продолжают бороться врачи.

Антон Желепа тоже получил травмы, и его доставили в больницу. На месте аварии он прошел тест на "Драгере", который показал 1,32 промилле содержания алкоголя в крови. К тому же, по словам полицейских, у виновника ДТП были явные признаки наркотического опьянения.

Как оказалось, это не первый случай, когда Желепа сел пьяным за руль и попал в аварию со смертельным исходом. В 2010 году он сбил женщину  и провел 3 года и 6 месяцев за решеткой, а также суд лишил его права вождения на три года.

Сейчас ему грозит от 5 до 10 лет заключения с лишением прав на вождение транспорта до трех лет.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Закон об игорном бизнесе: вход по именным пропускам, а для зависимых создадут реестр

Эксперты полагают, что нелегальный рынок сольется с легальным и основные доходы снова будут в тени.

Новости по теме: ДТП в Киеве