Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
18 марта
Загрузить еще

По следам перестрелки в Броварах: на рынке маршруток крутится более ста миллиардов гривен

По следам перестрелки в Броварах: на рынке маршруток крутится более ста миллиардов гривен
Фото: Фото: Нацполиция

Сегодняшнее утро жители района Торгмаш в Броварах запомнят надолго. Десятки молодых людей в масках с дробовиками и пистолетами устроили разборки за право возить пассажиров в Киев.

- Я проснулся, услышав звуки выстрелов. Стреляли часто: звенели и тихие пистолетные хлопки, и грохотали ружья. Под моим домом происходил гангстерский боевик. Стало страшно - вдруг заряд залетит в окно, - говорит житель Броваров Виталий Сергеенко.

Продолжалась перестрелка недолго. Совсем скоро участники разборок бросились врассыпную. К месту событий приближался вой полицейских сирен.

"Спросите любого водилу"

"То, что происходило, даже столкновением нельзя назвать. Это напоминало 90-е", - начал свой разговор с министром внутренних дел Арсеном Аваковым президент Владимир Зеленский.

Он ошибается - разборки за маршруты по перевозке пассажиров никогда и не прекращались, а в Броварах все лишь достигло полномасштабного апогея. Почему "серый" рынок пассажирских перевозок стал таким откровением для высших эшелонов власти - загадка, ведь первый же водитель маршрутки, которого нашла "КП" в Украине", рассказал, как все работает, причем уже десятилетиями.

- В городах, там, где нет коммунального автопарка, мутить деньги лучше всего, - говорит Сергей В., несколько лет проработавший водителем маршрутки. - Посчитать реальный пассажиропоток никто не может. Расчет идет за наличку. И это выгодно прежде всего властям, ведь маршруты распределяют они. Чем больше город, тем больше пассажиров. Соответственно и откаты растут. Плюс конкурс на право перевозок. Где-то проводят раз в год, где-то раз - в пять. Условия конкурса можно регулировать как угодно. Чтобы выиграть, тоже дают откат.

Наш собеседник работал между селами в небольшом областном центре. В день он должен был отдать владельцу 400 гривен. И если хозяин имел с десяток автобусов, то получал 4000 в сутки. Что, по самым грубым подсчетам, почти сто тысяч гривен в месяц. Причем заправлять маршрутку водитель должен за свои. В Киеве и крупных городах расценки на порядок выше.

Африканская модель перевозок

Еще один из источников доходов - отсутствие учета льготных пассажиров. Деньги на них выделяют местные власти, и это тоже немаленькие суммы.

- На рынке маршрутных перевозок в год оборачивается более ста миллиардов гривен. В основном, это наличные, которые идут мимо налоговой, мимо государства, мимо местных бюджетов. Эти деньги коррумпируют очень многих, - говорит "КП" в Украине" бывший советник министра транспорта Украины Александр Кава. - У нас сейчас действует африканская модель перевозок, что и приводит к таким последствиям.

Украине, по словам нашего собеседника, стоит брать пример с Европы. Европейская модель предполагает либо муниципальную монополию на перевозки, либо доминирование муниципальных компаний. А частники даже если и работают, то получают фиксированную сумму, не за количество перевезенных пассажиров, а за качество работы: соблюдение графика движения, достаточное количество автобусов и их техническое состояние.

- Для наших чиновников это плохо, - добавил Александр Кава. - Хотя в Польше, Словакии, Чехии и Германии тоже решают чиновники. Но там они почему-то решают в интересах граждан. А не в интересах собственного заработка. 

Разделить обязанности

- Маршрутки должны ездить только там, где никто не может ввиду рельефа местности или архитектуры, или по другой причине, - рассуждает депутат Киевсовета Александр Пабат. - И чтобы навести порядок, нужен безналичный расчет. И разделить финансовый поток и перевозки. То есть сбор денег осуществляет админаппарат, например, введя электронную оплату проезда или продажу талончиков. А перевозчик только возит людей. Тогда все понимают, что во что обходится. Четко прописано: время работы такое-то, маршрут такой-то, цена услуги такая-то. Тогда перевозчик получит фиксированную сумму за объем проделанной им работы. Он сможет планировать свой бюджет, а муниципалитет получает деньги за проезд. Житель имеет услугу на ту сумму, которая полностью соответствует мнению городских властей.

Фото
Фото
29 Мая 202011:48

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Жители Броваров: Молодчики появились два дня назад. Заставляли садиться в "правильную" маршрутку

В перестрелке сошлись местные ребята и привезенные из Винницы.