Известный киевский торговый центр Ocean Plaza сегодня выглядит, простите за каламбур, как после потопа. Именно он и произошел здесь около семи часов вечера, когда рядом на улице разорвало трубу тепломагистрали и тонны кипятка хлынули внутрь заведения.
Сегодня непривычно пуста и тиха Лыбидская площадь, людей практически нет. Сам ТЦ закрыт, его обнесли ленточкой, а по периметру поставили охрану. Но это не мешает зевакам собраться у здания ТЦ и делать фото с места апокалипсиса.
Посмотреть есть на что: провалы в асфальте на проезжей части; ресторан "Руккола" и магазин женской косметики с выбитыми стеклами; намытые тонны грязи и мусора.
Рядом, в приличном по размеру котловане, где прорвало трубу, со вчерашней ночи работают коммунальщики. Сюда подогнали несколько экскаваторов, подъемный кран и приготовили 10-метровый фрагмент трубы, чтобы заменить поврежденный.
- Делаем, что можем, надеемся, за день-два управимся, - бросает нам один из рабочих.
Киевлянин Никита Клименко - очевидец ЧП. Оно было заметно за два квартала до Ocean Plaza - по улицам стелились огромные клубы пара.
- Все происходило как в страшном сне: на дороге столпотворение машин. На моих глазах под асфальт провалилась маршрутка с пассажирами: водитель решил проехать сквозь кипяток и поплатился, - рассказывает "КП" в Украине" очевидец происшествия Никита Клименко. - Водитель открыл двери, и пассажиры начали выпрыгивать в кипяток, обваривая ноги. (Тех, кто решил остаться в салоне, чуть позже на руках вынесли спасатели. – Авт.)
Смотрелось все жутко, но настоящая паника началась чуть позже.
- Из торгового центра вышли охранники и стали прогонять всех с площади. Они кричали, что вода может находиться под напряжением. Есть риск погибнуть от удара током, - говорит Никита Клименко. - После этого началась паника. Люди начали выбивать окна и через них выбираться на улицу. Двери были заблокированы.
Мокрые до нитки посетители спешили в соседние магазины и просили помощи у продавцов.
- К нам побежали люди, просили пакеты, чтобы снять с себя мокрые вещи. Некоторые покупали себе резиновые сапоги и шли домой, - рассказывает продавщица магазина "Конфискат" Елена.
Самая обсуждаемая тема после произошедшего - насколько квалифицированно действовала местная охрана. Одни пишут: охранники паниковали со всеми и порой вели себя агрессивно. Другие добавляют: дескать, машины из залитого кипятком паркинга не выпускали, пока водители не оплатят парковку. Да и саму эвакуацию объявили спустя час после начала ЧП.
С этим готовы спорить другие очевидцы.
"На парковке не требовали денег, я при выезде уточнял, нужно ли платить, мне четко ответили: нет, - пишет Андрей Солимов. - Хотя были "сознательные" водители, которые давали денег охране, и те их брали. Другое дело, что выездов из парковки мало и сами водители часто игнорировали рекомендации ТЦ, что создало непроходимые пробки уже снаружи здания".
По его словам, во время эвакуации в ТЦ работала система оповещения, которая сообщала, что нужно делать. Охранники организовали коридоры для выхода из здания и направляли людей в нужную сторону. Из здания в паркинг никого не пускали, потому на парковку приходилось заходить с улицы, а оттуда нужно было выезжать в порядке живой очереди.
Самый спорный момент эвакуации – нужно ли было сразу обесточить здание, которое затапливает вода. То, что никто не пострадал от удара электричеством, вероятно, заслуга тех, кто прокладывал в здании проводку. Видимо, она заземлена, защищена и проложена высоко. Но вот что думает один из пожарных инспекторов ГСЧС Киевской области.
- Отключать электричество в здании было нельзя. Тогда точно началась бы повальная паника и жертвы. К тому же конструкция Ocean Plaza столь неудобна, что найти там выход и в обычных условиях непросто, - считает инспектор. - В таких условиях сперва нужно заниматься эвакуацией людей, а после - ликвидацией последствий ЧП, что спасатели и делали. Этот случай уникален. В моей практике происходили только потопы природного характера, а тут техногенного. С таким столкнулись едва ли не впервые.
Оценивать правильность действий охраны торгового центра наш собеседник не берется. Зато согласился прокомментировать бывший охранник киевского ТЦ "Пирамида", назвавшийся Виктором.
- В ТЦ очень часто работают охранники из разных фирм, Ocean Plaza не исключение. Охрана расположенных в здании заведений никак не скоординирована между собой, и инструкций по действиям в случае массового ЧП у них нет, - говорит Виктор. - В таких ситуациях охрана действует по указаниям старшего смены. Именно он принимает решения. Главное - не допустить жертв и минимизировать ущерб. Вчера это и было сделано.
Работу своих коллег Виктор оценивает на четверочку: в конце концов никто не погиб. По информации скорой помощи, получили ожоги 10 человек. Троим из них оказали помощь на месте происшествия, еще семеро пострадавших находятся в больнице.