Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
Загрузить еще

Почему разбившийся Боинг 737-800 был в лизинге

Почему разбившийся Боинг 737-800 был в лизинге
Фото: Фото: reuters

Про самолет "Международных авиалиний Украины" Боинг 737-800 с бортовым номером UR-PSR, который разбился Иране, известно, что это был один из самых новых бортов украинского гражданского авиационного флота. Его выпустили в 2016 году. Да и каких-то конструктивных недостатков, в отличие от следующей модели 737-MAX, у Боинга 737-800 выявлено не было.

Согласно данным сайта МАУ, авиакомпания владела 24-мя подобными моделями. После катастрофы в Иране их осталось 23. Еще три таких самолета есть у компании Azur Air. Как говорят эксперты, это модель относительно нового поколения, которое предшествовало самолетам Боинг 737-MAX.

Еще один момент: Боинг 737-800 с бортовым номером UR-PSR принадлежал не МАУ, а американской компании Varangian Leasing LLC. Согласно государственному реестру гражданских воздушных суден Украины, всего этой компании принадлежит 10 авиалайнеров, которыми пользуется МАУ.

Как говорят эксперты, в этом нет ничего странного, большинство авиакомпаний пользуются услугами лизинга. Эта финансовая модель более выгодна, чем самостоятельное банковское кредитование под более высокий процент.

Например, для покупки одного самолета Боинг 737-800 в среднем требуется от 60 до 70 млн долларов. Если учесть, что у той же МАУ таких самолетов 24 штуки, то только для их покупки пришлось бы брать кредитов минимум на полтора миллиарда долларов. Как вы понимаете, для украинской компании – это фантастические средства. Поэтому фактически все самолеты сейчас берут в аренду у лизинговых компаний, позволяющих организовать финансовую схему, которая выгоднее банковского кредита.

- Не забывайте, что если покупать импортный самолет, то согласно украинского законодательства на него придется заплатить таможенную пошлину и НДС, - говори юрист Мария Коваль. – Поэтому лизинговые схемы так популярны у авиакомпаний во всем мире.

При этом лизинг в авиации бывает финансовым и операционным. В первом случае после выплаты в качестве арендных платежей самолет переходит арендатору. При операционном лизинге договор заключается на короткий срок – 5-10 лет, и после окончания его действия авиакомпания возвращает борт лизинговой компании.

Вторая схема популярна в тех случаях, когда авиакомпания планирует изменить стратегию развития или не хочет брать на себя риски из-за возможного падения объемов перевозок, как это случается во время финансовых кризисов. Более того, такая схема часто бывает даже выгоднее финансового лизинга.

- Международные лизинговые компании, как правило, имеют доступ к дешевому финансированию, - продолжает юрист. – А для украинских авиакомпаний кредитный процент будет существенно выше. Вот и получается, что выгоднее брать самолеты в операционный лизинг, потому что даже с учетом комиссии лизинговой компании перевозчик платит меньше, чем по кредитам в банке. Кроме того, операционный лизинг позволяет отказаться от самолета, если перевозчик видит, что число пассажиров по тем или иным причинам снижается.

Поэтому, как говорят эксперты, не стоит видеть в том, что разбившийся самолет не принадлежал МАУ, какой-то иной смысл, кроме финансового.

737-800 относится к Boeing 737 Next Generation – третьему поколению модели 737, которая пришла на смену 737 Classic. Боинги 737 Next Generation начали летать в конце 90-х. Стоимость борта 737-800 – около 94 миллионов долларов. Основной конкурент модели - Airbus A320, но за счет более длинного фюзеляжа в Боинге больше посадочных мест.

КАТАСТРОФЫ С БОИНГОМ 737-800 ЗА 10 ЛЕТ

25 февраля 2009 года, Стамбул – Амстердам

Самолет турецкой авиакомпании Turkish Airlines потерпел крушение при заходе на посадку в аэропорту Схипхол. Борт столкнулся с землей и развалился на три части в полутора километрах от взлетно-посадочной полосы. Из 135 человек 9 погибли, 86 человек получили ранения. Причиной катастрофы назвали сбой в работе радиовысотомера и ошибки экипажа.

25 января 2010 года, Бейрут - Аддис-Абеба

Самолет эфиопской авиакомпании Ethiopian Airlines упал в Средиземное море через несколько минут после взлета. Погибли все находившиеся на борту 90 человек. Комиссия ливанских властей назвала причиной катастрофы дезориентацию пилотов. Компания Ethiopian Airlines считает, что на борту произошел взрыв.

22 мая 2010 года, Дубай - Мангалор

Самолет авиакомпании Air India Express выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы при посадке и сгорел. Из находившихся на борту 166 человек погибли 158. Причиной катастрофы назвали ошибочные действия командира воздушного судна.

19 марта 2016 года, Дубай - Ростов-на-Дону

Самолет эмиратской авиакомпании Flydubai столкнулся с землей вблизи взлетно-посадочной полосы и разрушился. Погибли все находившиеся на борту 62 человека. Посадка проходила в условиях плохой видимости и сильных порывов ветра.

28 сентября 2018 года, Понпеи - Порт-Морсби

Самолет авиакомпании Air Niugini выполнял рейс с острова Понпеи (Микронезия) в Порт-Морсби (Папуа - Новая Гвинея). При совершении промежуточной посадки в аэропорту Чуук борт выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы в океан. 46 человек удалось эвакуировать, тело одного из пассажиров нашли позже.

КСТАТИ

В 2018-2019 году произошли две за полгода катастрофы с Boeing 737 Max, самолетами новее Boeing 737 Next Generation. Борты этого поколения разбились в Эфиопии и в Индонезии. Несколько стран отказались от их эксплуатации, а компания прекратила поставки уже заказанных самолетов минимум до 2020 года.

 

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Эксперт о катастрофе в Иране: Боинг может взлететь на одном двигателе, продолжать полет и совершить посадку