И в новостях, и в соцсетях в последнее время мы все чаще попадаем на шокирующие заголовки о жестокости родителей в отношении собственных детей.
До сих пор на слуху история киевской матери, утопившей двух своих детей, 4-летней Киры из Желтых Вод, которую до смерти забил отчим, годовалого мальчика с Винничины, замученного матерью и отчимом, и погибшего вследствие множественных телесных повреждений от болевого шока.
Огласка таких случаев вызывает резонанс, общественность сразу же бросается обсуждать их, выражая глубокую обеспокоенность и недовольство поступком родителей. При этом вряд ли кто-то из негодующих задумывается над тем, отчего за соседской стеной (возможно, в это же время) душераздирающе кричит и плачет ребенок. Быть может, над ним тоже нависла угроза?
К сожалению, мы все находимся в ловушке стереотипов: шлепнуть ребенка по попе или дать подзатыльник – это нормально, и родителям лучше знать, как воспитывать сына или дочь. Целые поколения вырастают на том, что "меня отец бил, и я вырос нормальным, вот и тебе пойдет на пользу".
Нет отдельной статистики относительно количества пострадавших от домашнего насилия детей. Между тем, Управление ювенальной превенции Украины опубликовало следующие данные: в 2018 году было зарегистрировано 115 473 заявления и сообщения о правонарушениях, связанных с домашним насилием по отношению к детям, 1418 из них – подано лично детьми. Потерпевшими от криминальных правонарушений признаны 4727 детей.
Начальник отдела ювенальной превенции управления превентивной деятельности ГУНП в Днепропетровской области Анна Карпеченкова поясняет: это общее количество - пострадавших не только от руки родителей, но и от краж, грабежей, растления и изнасилований.
Самым резонансным случаем в регионе за прошедший год стало избиение отчимом 4-летней Киры из Желтых Вод, которое привело к смерти малышки. Правоохранителям пришлось провести множество следственных действий, чтобы установить вину отчима, ведь с его слов на девочку ночью упала прибитая рядом полка.
- В криминалистике есть такое понятие как "неочевидное преступление", в этом случае мы столкнулись именно с ним: девочку мы допросить не смогли, мама в ту ночь находилась на работе, а ее сожитель утверждал, что падчерицу он и пальцем не тронул, - говорит Карпеченкова. – То есть по логике мы понимаем, что если у ребенка проломлен череп, то это никакая не полка. Но нужны доказательства.
На данный момент отчиму Киры вручили письменное уведомление о подозрении в нанесении тяжких телесных повреждений, повлекших смерть. Мать девочки находится под домашним арестом, ей вменяется злостное неисполнение родительских обязанностей.
- К сожалению, в большинстве случаев домашнее насилие над детьми совершается за закрытыми дверьми, когда нет свидетелей, - говорит Анна Карпеченкова. – Ребенок до 10 лет зачастую не осознает, что над ним совершается насилие со стороны родителей, ведь для него они самые близкие и любимые. Мы говорим не только о физическом, но и о психическом, и о экономическом насилии.
Повлиять на нынешнее плачевное положение дел и детскую незащищенность призван Закон о противодействии и предотвращении домашнего насилия, вступивший в силу 11 января 2019 года. В нем уже учтены права ребенка.
Например, ребенок, ставший свидетелем насилия в своей семье, тоже признается его жертвой и имеет право на все соответствующие социальные, медицинские, психологические и правовые услуги. Кроме того, о фактах домашнего насилия обязаны сообщать учителя и директора школ, если увидят, что ребенок пришел в синяках, и они не были следствием драки со сверстником во дворе.
А что делать, если за соседской стеной регулярно раздается плач ребенка и у вас есть подозрение, что над ним издеваются родители? В полиции настаивают: не молчать и не оставаться равнодушным! Есть подозрения – обратитесь с заявлением в территориальное управление полиции. А если ситуация критична – ребенка с особой жестокостью избивают у вас на глазах – немедленно звоните на 102.
Именно так поступили недавно посетители запорожского торгово-развлекательного центра, когда в игровой комнате прямо у них на глазах мать начала пинать ногами шестилетнего сына. Особый цинизм в том, что мамаша оказалась блогершей, которая раздавала в сети советы, как правильно воспитывать детей. А инцидент объяснила тем, что "просто сдали нервы".
- Родители часто не справляются со своими эмоциями и выплескивают их на детей, - говорит о вспышках родительской агрессии психолог Ирина Булышева. – Многие не воспринимают ребенка как отдельную личность, он для них собственность, предмет, с которым можно делать все, что угодно. У них нет понимания личных границ и того, что тело неприкосновенно. Они бьют ребенка в так называемых "воспитательных целях", не осознавая, что тем самым доставляют не только физическую боль, но и психическую травму.
По словам психолога, насилие над ребенком имеет еще и религиозный аспект. Как ни странно, но к избиению очень часто прибегают в верующих семьях.
- Это манипулятивная трактовка Библии, дескать, нужно наказывать детей розгами, - говорит Булышева. – Только на деле библейское "наказание" подразумевает "дать наказ, наставление", а розги – это не палки, а веточки, служащие подпорками, как в огороде для растений. То есть, "наказать розгами" - дать наставление и при этом быть опорой.
Психолог уверяет: каждый случай домашнего насилия над ребенком индивидуален. В случае, когда мать убивает своего новорожденного младенца, вариантов два: либо это психическое заболевание, либо послеродовая депрессия, сопровождающаяся очень мощным всплеском гормонов. Женщина находится в состоянии аффекта и не отдает себе отчет в том, что делает. Таких случаев, что печально, немало. И это еще один "пробел" в системе психического просвещения общества, в данном случае – беременных.
- Ребенок и сам может вызывать агрессию родителей просто потому, что хочет обратить на себя их внимание, - рассказывает эксперт. – У нас ведь взрослые приходят с работы уставшие, им хочется отдохнуть, а на детей времени нет. Вот и выходит, что ребенок начинает капризничать или пакостничать, выводит из себя. Но вместо того, чтобы выдохнуть, остановиться, задуматься, родитель начинает кричать и бить.
Женщины, которые позволяют своим супругам или сожителям бить себя и своих детей, по словам психолога, принимают позицию жертвы. Срабатывает то же стереотипное мышление "Лучше с таким, чем быть одной", "Ну не все же время руку поднимает, бывает же и нормальным". Как правило, даже после того, как у таких матерей забирают детей и лишают их родительских прав, они возвращаются к своим тиранам, снова рожают, и все повторяется.
Впрочем, и среди таких есть те, кто решает "завязать", обращается за помощью к полицейским и в соцслужбы. Для них работают шелтеры - специальные приюты, где созданы условия для комфортного проживания, предоставляется психологическая и юридическая помощь.
Нередко за помощью к правоохранителям и сотрудникам социальных служб приходят и сами дети.
- Мы принимаем все сообщения о жестоком обращении с детьми, даже анонимные, - говорит начальник службы по делам детей Запорожского горсовета Наталья Сиворакша. – Как только поступает такой сигнал, мы в течение суток ставим в известность полицию. Есть адрес – отлично, выезжаем по нему, чтобы убедиться, что имеется факт насилия над ребенком – физического, психического или экономического характера.
По словам чиновницы, есть семь дней, чтобы подтвердить или опровергнуть полученную информацию, провести необходимые процедуры и составить акты обследования. Если факт насилия подтверждается, семья ставится на учет, с ней работают психологи. Родителям дают шанс исправиться. В случае, когда ситуация не улучшается – решается вопрос о том, чтобы забрать ребенка у родителей. И как бы ни печально это звучало, но иногда для него это единственный шанс выжить.