Учителей объединил вопиющий случай, произошедший в одном из киевских лицеев: отец ученика избил преподавателя физкультуры, который позволил себе повысить голос на школьника. В итоге учитель оказался на больничной койке с тяжелыми травмами, а против агрессивного отца возбуждено уголовное дело.
Следом за открытым призывом учителей последовало обращение МОН и министра Лилии Гриневич к Арсену Авакову – в Министерстве образования осуждают беспрецедентное проявление насилия в лицее. По словам первого заместителя министра Павла Хобзея, этой ситуации нет оправдания, и напавший на учителя должен понести справедливое наказание согласно букве закона.
- Мы просим руководство МВД взять дело и его расследование под личный контроль. Пострадавший учитель в больнице, ему нанесены серьезные повреждения. Но не менее ужасно то, что это произошло на глазах у детей, которые также получили тяжелую психологическую травму. Поэтому мы призываем педагогический коллектив, психологов и родительскую общественность лицея объединиться, вместе позаботиться о детях и обсудить, как избежать подобных ситуаций в будущем, - отметил замминистра.
Обращение Павла Хобзея можно перефразировать: жаль, конечно, избитого педагога, но побеспокоиться следует в первую очередь о детях, которые видели, как один дядя дубасит другого. МОН в ответе за украинских детей, но исключительно пока они на территории учебного заведения. Ведь за то, что дети могут наблюдать сцены жестокости как у себя дома, так и просто на улице, в ответе другие украинские министерства.
А какое ведомство должно регулировать вопросы самих учителей? Закон, судя по всему, и здесь не работает. Ведь как сообщили "КП" в Украине" в пресс-службе Министерства образования и науки, они просто ждут и ничего сделать не могут, пока правоохранительные органы выясняют все детали случившегося. Которые, к слову, запечатлены видеокамерами.
Это модное выражение не так давно вошло в украинские реалии. Детей теперь учат по-новому, воспитывают по-новому и оберегают по-новому.
У ребенка сегодня больше прав, чем у взрослого. Оно и неплохо. Но почему эти самые права должны выше прав тех людей, которые и формируют маленьких человечков? Буллинг над ребенком законом карается, а буллинг над учителем законом игнорируется.
Сегодня к учителю можно обратиться и в фамильярной форме, и даже оскорбляя, и этим пользуются как ученики, так и их родители.
А вот учитель, в свою очередь, не имеет права ответить тем же – он ведь УЧИТЕЛЬ, по уставу не положено.
К вопросу о школьном уставе. Каждое учебное заведение прописывает свою должностную инструкцию для педагогов, в крайнем случае использует стандартную. Так вот, по этой инструкции у учителя 23 обязанности, а права расписаны лишь в 9 пунктах и касаются они в основном методики обучения.
- Эта тема поднимается учителями каждый день. Душа болит, - говорит нам Илона Рашковская, преподаватель психологии Киевского пединститута им. Драгоманова. – Каждый день мы задаемся вопросом: какие права имеет учитель и как мы можем себя защитить? И внятных ответов не находим.
Сегодня учитель служит звеном между администрацией школы и учеником. В этом треугольнике взаимодействия педагог получает больше всего негативных эмоций. Не нравится что-то ученику – он идет к учителю. Не нравится что-то родителю – идет к учителю. "Надо скинуться на шторы для директора" - директор идет к учителю.
Надо умудриться и учебный материал детям понятно донести, и школьной администрации угодить и не схлопотать от родителей порции тумаков.
- Нынешние дети приходят в школу и требуют. Учитель им должен – знания, уважительное отношение и вообще просто должен, – продолжает Илона Рашковская. – При этом сами школьники никому ничего не должны. Ни учиться, ни вести себя в классе подобающее. Был у меня пятиклассник, который в открытую заявлял, что не хочет ничего делать, потому что папа у него и так богатый, и ему необязательно в школу ходить. И вот все эти установки идут прямиком из семей.
По словам нашей собеседницы, не все родители допускают такое поведение своих детей в школе. Психолог убеждена: на разборки с учителем приходят лишь те родители, которые не занимаются напрямую воспитанием и замещают одно другим. Проще прийти и показать свой авторитет в школе, чтобы ребенок увидел и понял, кто в доме главный, нежели провести разъяснительные беседы и попытаться конструктивно решить вопрос и с педагогом, и с ребенком при возникшем недопонимании.
- Мы, учителя, никогда не отказывались идти на диалог с родителями, в конце концов, мы также принимаем участие в формировании их детей. Но одно дело, когда встреча запланирована и необходима – та же родительская конференция, а другое, когда врывается недовольный родитель и начинает грязью с порога поливать. Я ведь не прихожу к вам на работу, так чего вы ко мне врываетесь и рассказываете, что я плохо выполняю свои функции. В таком случае, когда что-то не устраивает, пожалуйста, выберите другую школу, но не стоит рассказывать, как учителю вести урок. Мы тоже люди, и у нас есть эмоции. И иной раз опускаются руки, когда тебя оскорбляют если и не в лицо, так в социальных сетях, причем субъективно и безосновательно, - рассказывает психолог Илона Рашковская.
- Первое, что необходимо предпринять, – воспитать в детях уважение к учителю, - считает наша собеседница. - Учитель может быть не прав, конечно, и прикрикнуть может, он ведь человек, и эмоции ему не чужды. Но дети должны уважать своих педагогов. Второе – должен быть закон о правах учителя. Ведь на данный момент мы бесправны.
Пока у нас нет четкого закона на эту тему - учитель всегда будет виноват, а вот ребенок, как клиент в ресторане, – всегда прав.
Бесспорно, среди учителей тоже имеются далеко не образцовые люди, но речь сейчас все же о том, почему в очередном резонансном случае закон не работает. И ладно закон, почему нет четких инструкций в самой школе для таких эпизодов?
В Германии, если ученики в школе подерутся между собой, каждый из них - без разбора, кто прав или виноват, - заплатит штраф в размере нескольких сотен евро.
В сингапурские школы родителей и вовсе не пускают – довел ребенка до забора и помахал ему ручкой. И что самое удивительное, тамошние дети уважают учителей, как своих родителей, и никогда не нарушают дисциплину.
В американских школах иная политика: поведение ученика - как образцовое, так и проступки - молча заносится в личное дело. Хочешь хамить учителю – пожалуйста, но поступишь ли ты потом в колледж с такой пометкой в деле – вопрос.
У нас же конституционные права ребенка должны соблюдаться и не нарушаться. И не важно, что этот ребенок срывает уроки, мешает своим одноклассникам получать знания – выгнать из школы его нельзя, а перевоспитать можно, только вот родители должны этим заниматься в первую очередь. Одним словом, терпи, учитель, трудных учеников - работа такая.
Хотя, судя по запланированному на начало февраля митингу учителей в Киеве, - "терпець у них вже урвався".