Овеянный мрачной славой миномет "Молот", который убил 12 наших бойцов, снова напомнил о себе. На этот раз взрыв произошел не на учебном полигоне, а в зоне боевых действий: вечером 23 сентября военные 72-й бригады сделали "ответку" на залпы противника. И орудие разорвало. Хорошо, что двое бойцов получили легкие ранения. Не очень хорошо, что недостатки конструкции миномета рассматриваются как самая последняя версия ЧП.
Впрочем, одна из основных версий также вызывает тревогу: миномет был заряжен миной 1973 года выпуска. "Бабушке" 45 лет, тогда как срок службы мины 25. В остальном, как следует из выводов Военной службы правопорядка, никаких замечаний к миномету у бойцов не было, технику обращения с орудием они также якобы соблюли. Стреляли из закрытого окопа, дергая за шнур. Непосредственно контактировать с "Молотом" никто сейчас не берется.
Следственная комиссия не исключает также низкий профессиональный уровень минометного расчета, нарушение правил хранения боеприпасов и такой пикантный момент, что замкомандира части по вооружению - майор С. был под впечатлением алкоголя. Заметим, речь идет о боевых действиях в зоне ООС!
Бог с ним, с майором. Что делать с "Молотом"? Разработанный в рекордные сроки на базе советского ПМ-38 и запущенный в производство на заводе, который раньше делал магнитофоны, он с самого начала вызывал тревогу. О том, что ствол орудия может разорваться в любой момент, военные писали в Минобороны с начала лета 2016 года. И как накликали беду.
Первый взрыв произошел тем же летом - один боец погиб на месте, второй скончался в больнице. ЧП списали на двойное заряжание, а в ноябре трагедия повторилось. И снова - человеческий фактор, гласили выводы комиссии. Даже после последней трагедии на Ровенском полигоне в июле этого года публично огласили, что "Молот" взорвался не потому, что плохой, а потому, что "неумелые" бойцы снова затолкали в него две мины.
- Ситуация требует, чтобы с орудием разобрались от начала и до конца, - говорит бывший замначальника Генерального штаба Игорь Романенко. - Миномет нужно оснастить устройством, которое не допустит двойного заряжания, многократно испытать на прочность и довести в конце концов до безопасного состояния.
Военный эксперт считает, что изъять из армии "Молоты" полностью нельзя.
- Они заменяют минометы советской системы, которые износились, - констатирует Игорь Романенко.
Та же ситуация со старыми минами. Если без них в зоне ООС нельзя обойтись, то необходимо хотя бы тщательно проверить все запасы и ликвидировать потенциально опасные заряды.
Однако есть другая точка зрения.
- "Молотами" не полностью оснастили армию. Были изготовлены отдельные партии, - говорит военный эксперт Олег Жданов. - На складах остались минометы ПМ-38. Их нужно обследовать и пригодные отправить в войска. А "Молоты" изъять для изучения. Несколько экземпляров отправить в Америку, чтобы там за средства военно-технической помощи провели экспертизу.
Олег Жданов отмечает, что "Молот" - это не цельно разработанное в Украине оружие. Нового в нем только ствол и лафет. Именно эти части и разрушаются.
- Проблема либо в качестве стали, либо в нарушении технологии литья, - говорит бывший артиллерист. - В СССР только один завод в Перьми делал артстволы. Ни одна из постсоветских стран после развала Союза не освоила такую технологию. Это очень тонкое дело, и на миллиарды долларов. Польше понадобилось 10 лет и гигантские капиталовложения, чтобы научиться лить артиллерийские стволы.
Также Олег Жданов отмечает, что было распоряжение главнокомандующего Петра Порошенко до окончания расследования прекратить использование "Молота".
- А расследование еще не закончено. Я знаю, что в августе министр обороны Степан Полторак назначил дополнительную экспертизу стали ствола, - говорит Олег Жданов.
По мнению консультанта, если украинская армия ориентирует на стандарты НАТО, нам придется искать рынок импорта артстволов. Это будет дешевле и надежнее, чем строить свое производство.