Десять лет назад полотно похитили из Одесского музея Западного и Восточного искусства. Поймали грабителей лишь два года спустя, в августе 2010 года, шедевр вернули в Украину.
С тех пор картина проходила по делу как вещдок, из-за чего суд запретил проводить с ней какие-либо манипуляции. Сразу после задержания похитителей произведение искусства отвезли в Киев. Там его хранили в совершенно неподобающих, по мнению одесских искусствоведов, условиях. Картину даже не растянули на холсте – так она и лежала, как попало. Краска стала осыпаться, а на сгибах облупилась почти на 80%.
Наконец одесситам удалось убедить киевских служителей Фемиды в необходимости реставрации картины.
Сейчас полотно спасают в стенах Национального научно-исследовательского реставрационного центра. Его сотрудники собираются восстанавливать картину исключительно своими силами, и даже уже приступили к работам. В свою очередь одесские эксперты уверены: без помощи зарубежных специалистов тут не обойтись.
- Ни в Одессе, ни даже в Киеве нет подходящей базы для того, чтобы отреставрировать эту картину, - считает старший научный сотрудник, а в прошлом директор Одесского музея Западного и Восточного искусства Владимир Островский.
Изначально одесситы рассчитывали, что с реставрацией будут помогать мастера из Венеции. В местной обладминистрации даже удалось договориться с итальянскими послами и найти меценатов, готовых вложить средства в спасение картины. Кроме того, одесским музейщикам предложили помощь реставраторы Палаццо Реале в Милане. Однако в киевском центре стоят на своем, отказываясь давать добро на то, чтобы полотно вывезли даже из города - не то что из страны. Ссылаются на судей: те, мол, запретили транспортировать улику. А по сведениям одесситов, такого запрета вообще не существует.
- Мы отправляли запрос в Подольский районный суд в Киеве, где рассматривается дело, на что нам ответили, что такого запрета не было, - отметил Владимир Островский. – Мы думаем, что нас просто пытаются обмануть, возможно, по чьей-то указке.
"Если что-то пойдет не так, мы легко исправим"
Одесситы не верят в то, что киевские специалисты справятся сами, и опасаются, что полотно могут испортить. Музейщиков Южной Пальмиры поддерживают представители областной власти. Так, в облсовете собираются обратиться напрямую к министру культуры, когда он будет в Одессе.
- Даже деньги, которые выделили на реставрацию, не помогут, - считают в одесском музее. – Мы все-таки будем настаивать на том, чтобы картину передали в Италию, где бы ею занялись тамошние мастера с помощью профессиональных инструментов.
На картине, говорят искусствоведы, остались вертикальные порезы и дефекты, восстановление которых требует ювелирной точности. Предстоят очень сложные работы, чтобы нитка к нитке соединить часть, которую вырезали грабители, с оставшимися в раме обрывками.
Сколько времени нужно на то, что реабилитировать картину, точно неизвестно. Даже иностранные эксперты говорят, что им может понадобиться до полугода. А если реставрировать решат своими силами, то непонятно, насколько вообще затянется процесс.
В киевском центре в свою очередь уверяют, что сделают все как надо. Мол, привлекут самых талантливых художников с огромным опытом в сфере реставрации. Также специально под все это дело создадут специальный научный совет, куда войдут музейные живописцы высшей категории со всей Украины.
- Мы создали комиссию, которая определила порядок действий по реставрации, - отметила генеральный директор Национального научно-исследовательского реставрационного центра Украины Светлана Стрельникова. - Наши специалисты осмотрели полотно и установили, что обрезанную часть реально соединить так, что вооруженным глазом даже не заметишь.
Другие сотрудники тоже считают, что нет повода для беспокойства. Источник, не пожелавший назвать себя, отметил, что современные реставраторы работают таким образом, чтобы потом можно было удалить все внесенные изменения. Так что, если что-то пойдет не так, все можно будет вернуть в исходное положение.
Некоторые искусствоведы сомневаются в том, что ставшая добычей похитителей картина – подлинник. Дискуссии и споры вокруг полотна возникали давно. Однако в итоге искусствоведы после долгих исследований пришли к выводу: нет повода сомневаться в оригинальности творения.
- Дело в том, что у Микеланджело да Караваджо была такая фишка: он любил один и тот же сюжет обыгрывать в нескольких версиях, - рассказал известный одесский художник, а с недавних пор – директор местного художественного музея Александр Ройтбурд. – Доказывать ее подлинность не нужно, разве что непонятно, вышла эта картина первой из-под кисти итальянца, или же стала одной из копий. Но она совершенно не похожа на полотно какого-нибудь современника.
Похищение картины "Поцелуй Иуды или Взятие Христа под стражу" Караваджо из одесского музея в 2008 году во всем мире признали кражей века. Тогда, в конце июля в музее как раз делали ремонт и грабителям не составило труда, выломав окно, забраться в здание по строительным лесам. О том, что экспонат плохо охранялся, мог знать кто-то из рабочих. Музейные сотрудники предполагают, что ремонтники и дали наводку грабителям. Унося картину, полотно грубо вырезали из рамы, покромсав его. Произведение искусства абсолютно случайно обнаружили в Берлине в 2010 году – пятерых похитителей задержали с поличным. Дело о похищении все еще рассматривают в суде, оно обросло десятками томов, а показания предполагаемых преступников путаются. Подозреваемые пятеро любителей легкой наживы находятся под подпиской о невыезде. Но скоро ли им вынесут приговор, остается под вопросом. Кстати, по данным прокуратуры, по делу проходит уже больше двухсот человек, а на заседания суда не ходят даже те пятеро. К слову, шедевр оценивают в 100 миллионов долларов.