Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
18 марта
Загрузить еще

Религиовед Игорь Козловский: "У украинцев есть иммунитет к таким явлениям как "Аум Синрикё".

Религиовед Игорь Козловский:
Фото: Игорь Козловский. Фото: Александр Медведев/"Новое время"

- Игорь Анатольевич, получило ли движение "Аум Синрикё" развитие в Украине в то время, когда Сёко Асахара был на пике своей популярности?

- Были попытки создать это религиозное движение в нашей стране, но они провалились. Дело в том, что в 90-х в России насчитывалась большая часть последователей Сёко Асахара. Мало того, в больших количествах открывались полулегальные монастыри, массово вербовали людей и даже рекламировали себя  на радио "Маяк" - это вообще нонсенс для того времени. После, когда "Аум Синрикё" признали незаконной организацией и запретили ее деятельность на территории России – пропаганда перекочевала в подполье, но массовая вербовка последователей никуда не делась. Конечно же, адаптироваться новое религиозное движение попытались и в Украине, но таким же "успехом" как в России не пользовались.

Секо Асахара. Фото: Википедия 

- Я знаю, что примерно в 1995 г. были даже какие-то специальные посылки из Москвы с анкетами и агитационными брошюрами для вербовки присылались. Предлагали "просветиться" даже заочно, по почте, вступать в "Аум Синрикё" предварительно заплатив взнос. И именно по этой причине желающих "прикоснуться к гуру" за собственные деньги в Украине оказалось очень мало?

- Не совсем так. Не прижилась у нас это религиозное движение потому, что у Украины имеется некий иммунитет к таким явлениям, исторически так сложилось, и массово в нашей стране не принимали участие в "Аум Синрикё". Точечно да, пару десятков людей – до сотни максимум, но не более того. В Украине, если так можно сказать, среди религиозных движений хорошо работает маркетинг – большой выбор духовных организаций. Так было испокон веков, чего не скажешь о других странах. В той же России, после распада Союза, люди очень разочаровались в религии и стали искать другие пути духовности, по этой причине и возник такой эпатаж вокруг "Аум Синрикё" - людей притягивала загадочность и самой личность Сёко Асахары и исповедуемой им религии. Свою роль у нас сыграло и то, что в начале 90-х в Киеве уже было "свое" новое религиозное движение "Белое Братство" и удивить чем-то экстраординарным наш народ было невозможно.

- Конечная цель, почти любой такой не традиционной религиозной организации – самоубийство, в частности у "Аум Синрикё". Возможно ли что суть нашего иммунитета именно в том, что мы просто очень любим жить и не хотим "уходить в нирвану" как это делают адепты этой организации?

- Безусловно! У нас ментальность – жизнеутверждающая. Мы любим жить и жить красочно. Я бы даже назвал барокковой нашей ментальность. Яркие краски присуще нашему народу – да посмотрите только на национальный борщ – сколько в нем разного в одной тарелке. Это как лишнее подтверждение, что украинцы жизнелюбивые, эмоциональные и радостные люди.

- Скажите, сегодня "Аум Синрикё" предпринимали еще попытки адаптироваться в Украине?

- Крайний случай был в 2013 году в Николаевской области. Один украинский последователей Сёко Асахары попытался возродить его культ открыв школу просвещения, но все подобные  попытки почти сразу провалились. На сегодняшний день влияния в Украине "Аум Синрикё" - нет. А действующие не традиционные религиозные движения пока не вызывают опасений за жизни их адептов и окружающих.

ИЗ ИСТОРИИ ВОПРОСА

Мировую известность секта "Аум Синрикё" приобрела после теракта – в марте 1995 года сектанты распылили отравляющий газ зарин в токийском метро, в результате чего погибло 13 человек и пострадало около 6 тыс.

Это новое религиозное движение было основано в 1987 году в Японии и к 90-м г. численность, по разным данным, достигала от 30 до 50 тыс. человек, из них значительная часть находилась в России, где адепты вели активную деятельность.

Кстати

Медитация спасла от массовых смертей

Российские журналисты в 2016 году побеседовали с историком-японистом Александром Раевским.  Он рассказывал о том, что Сёко Асахара действительно водил крепкую дружбу со здешними  чиновниками и приобрел в Москве вертолет, с помощью которого и планировал распылить токсичный газ зарин над всем Токио. По чистой случайности миллионный город избежал трагедии.

- "Аум Синрике" через СССР приобрели вертолет, который поставили на свою базу рядом с горой Фудзи. Они хотели произвести около трехсот тонн зарина и распылить его с вертолета над Токио. Такой был финальный план, который должен воплотиться в жизнь то ли летом, то ли осенью 1995 года. Но в марте люди Асахары из полиции сказали ему, что 21 числа планируется рейд на их убежище. Было понятно, что заводы с химическим оружием найдут. И Асахара принимает решение в спешке.

Ученый, который изготовил этот состав, был не профессионалом, потому что профессионал в это время сидел в двухдневной медитации и не смог приготовить газ. Когда Асахаре доложили, что приготовили зарин, но он не очень чистый, он махнул рукой и сказал, что сойдет. Так судьба уберегла Японию от большой трагедии. Я знаю, что в офисе, где они находились, после теракта случился пожар, поэтому никаких документов об их замыслах насчет России не осталось. – рассказал в интервью историк-японист Александр Раевский.