Прошлая неделя завершилась крупным скандалом: суд арестовал трех совладельцев холдинга "Комплекс Агромарс", которому принадлежат "Гаврилівські курчата". Правда, сегодня-завтра бывший народный депутат Евгений Сигал, его супруга Марина и директор филиала птицеводческого комплекса Иван Зозуля могут выйти под залог, но функционирование крупного предприятия, снабжавшего украинцев относительно дешевой курятиной, остается под вопросом.
В селах под Киевом, которые так или иначе захватывают "курчачьи" интересы, на арест руководителей "Агромарса" отреагировали полярно. Одни - с ужасом, ведь на фабрике трудоустроены около 25 процентов жителей прилегающих сел, другие - с восторгом. После обысков у руководства группа активистов пикетировала Генпрокуратуру с требованием не позволить фигурантам дела выйти на свободу.
- От трупного смрада страдают десятки сел. Это сама Гавриловка, Дымер, Демидов, Катюжанка, Литвиновка… Туши кур отравляют поля, отходы сливаются в речку Кизку, которая через Ирпень несет их в Киевское море и Днепр, - говорит депутат Дымерского поссовета Евгений Чепков. - Еще до того, как я подключился к борьбе против "Агромарса", люди устраивали протесты.
Причиной всему - нелегальные могильники кур. Как утверждают в ГПУ, вместо того, чтобы сдавать падаль на утилизацию, тушки просто закапывали в землю, пересыпая тырсой. Местные говорят, что видели, как смердящие трупики сбрасывали с грузовика на грунт, а едущий сзади трактор все это перемалывал. Но скандал на всю Украину грянул только в ноябре 2017-го, когда на фабрике из-за отключения света разом задохнулись десятки тысяч кур. 160 тонн мертвечины прикопали на поле в районе Гавриловки.
По жалобе селян полиция открыла уголовное дело - загрязнение земель отходами.
- Экологи сделали выводы, что нанесен большой вред природе, но для предъявления подозрения и обращения в суд этого было недостаточно. Эксперты взяли пробы, однако, чтобы провести исследования, нужно было время и средства, - говорит руководитель пресс-службы полиции Киевской области Николай Жукович.
Сегодня фигурантам уголовного производства инкриминируют нарушение правил экологической безопасности, нарушение правил охраны и использования недр, а еще для пущей солидности - создание преступной группировки. Общий ущерб оценили в 254 миллиона гривен. Фабрика работает в стороне от своих могильников, но кроме их создания и незаконного использования воды предприятие обвиняют в сверхнормативных выбросах в атмосферу. А это грозит новыми проверками и разоблачениями.
- С начала 2000-х наши люди пишут в СБУ, Минэкологии, прокуратуру. Но все было зря, - говорит глава Гавриловского сельсовета Олег Покрасьон. - Мы не можем доказать, что онкозаболевания наших детей и ацетономический синдром связаны с фабрикой. Нет, мы не хотим, чтобы ее закрывали, мы цивилизованные люди и понимаем, что такое предприятие может развивать село, хотя этого пока не происходит. Мы хотим, чтобы соблюдались технологии, экологическое законодательство, как это происходит в Европе.
Почему дело сдвинулось именно сейчас, а не 18 или 10 лет назад? Этому может быть разное объяснение - экономическое, политическое. Евгений Сигал четырежды избирался в народные депутаты от разных политических сил, входил в рейтинги самых богатых людей Украины. Но это уже другая тема.
Простого украинца сегодня больше всего волнует вопрос, не скажутся ли нависшие над фабрикой тучи на ценах.
- Пока арест руководства агрохолдинга никак не повлияет на цены, - рассказал "КП" в Украине" генеральный директор Украинской ассоциации поставщиков торговых сетей Алексей Дорошенко. - Предприятие работает, несмотря на обвинения в нанесении ущерба экологии. Однако если будет предписание правоохранительных органов закрыть предприятие, то, конечно, курятина может немного подорожать. "Гаврилівські курчата" - это второй по размерам игрок на украинском рынке. Но еще раз повторюсь, что пока предпосылок для повышения цен нет.