21 ноября
Загрузить еще

Ждем сенсаций от коррупции

Ждем сенсаций от коррупции
Фото: Сам Романчук утверждает, что этот золотой слиток ему подарили. Фото: Максим ВОЙТЕНКО

Неделя ознаменовалась громким скандалом: по подозрению в коррупции задержан заместитель облгосадминистрации Николаевской области, он же бывший губернатор Николай Романчук. Что интересно: сумма предполагаемой взятки по нашим временам вовсе не рекордная - около 90 тысяч долларов. Но шум поднялся на всю Украину. Такая слава не снилась даже мэру одного из городков под Киевом, которому инкриминируют "аппетиты" на миллион евро. А весь секрет в антураже, которым сопровождалась спецоперация военной прокуратуры и СБУ. И это на самом деле грустно. Просто чиновником-взяточником нас не удивишь - что при старой власти, что при новой. Подавай изюминку! Вроде такой, благодаря которой вице-губернатора стали называть "Тутанхамоном"

Подвал "Тутанхамона"

Резонансные события происходили под конец рабочего дня 3 июня. Сначала спецслужбы задержали помощника и водителя Романчука, у которых в машине нашли первую часть взятки, затем нагрянули в кабинет к самому вице-губернатору. Но настоящий информационный бум начался после обысков в доме чиновника, которому, а точнее его жене и сыновьям, принадлежали четыре фешенебельных дома в одном районе Николаева. Под одним из них и обнаружили отделанный в золотистых тонах подземный ход, утыканный сейфами. Ни дать ни взять сокровищница фараона!

По сообщению СБУ, в закромах у Романчука отыскали чемодан, набитый долларами, крупные суммы денег, антиквариат, драгоценности, золотые слитки и коллекцию наград Третьего рейха. Уголовное производство, как сообщил главный военный прокурор Анатолий Матиос, было открыто за полтора месяца до задержания. То есть чиновника целенаправленно отслеживали и, вероятно, прослушивали, прежде чем приступить к прямым действиям. По мнению прокуратуры, доказательств его причастности к коррупции собрано достаточно.

Но и у самого подозреваемого есть чем крыть: до ухода в политику и на госслужбу Романчук занимал должность генерального директора судостроительного завода и открыто заявил в суде, что за 7 лет честно заработал 3 миллиона. Подземелья ему достались от прежнего хозяина, слитки золота - в подарок, а чемодана с долларами, извините, в помине не было.

Во время спецоперации была изъята часть предполагаемой взятки - чуть больше 80 тысяч долларов. Фото: ssu.gov.ua

Зрелища вместо хлеба?

Юристы затрудняются оценивать перспективы этого уголовного производства. Оно может как успешно завершиться обвинительным приговором, раз в дело было вложено так много труда, так и благополучно развалиться. Против следователей военной прокуратуры стоит целая команда высокооплачиваемых адвокатов, среди которых и Сергей Гребенюк, недавно победивший в интернет-голосовании на пост участника Совета общественного контроля при Национальном антикоррупционном бюро.

- Член совета при НАБУ защищает коррупционера - как такое может быть? - задается вопросом советник по вопросам борьбы с коррупцией Международного центра перспективных исследований Кирилл Куликов. - Это все равно что Чикатило назначить директором детского садика. В Америке, к примеру, есть ряд авторитетных юристов, которые защищают мафию, но они не входят в общественный совет при ФБР.

По мнению эксперта, ажиотаж, который развернули вокруг дела Романчука, - это очередное желание дать народу зрелище вместо хлеба, как "золотой батон" Януковича или "черная бухгалтерия" Партии регионов. Подобные сенсации появляются одна за другой и при этом одна другую затмевают.

- Это картинка, которой подменяют реальную борьбу с коррупцией. По многим делам, которые так же шумно были открыты, мы до сих пор не видим результата, - отмечает Кирилл Куликов.

К слову, история с "сокровищами Романчука" здорово напоминает дело "бриллиантовых прокуроров", по которому у публики был большой запрос благодаря драгоценностям, найденным при обысках. Сейчас оно уныло затягивается и имеет все шансы сойти на нет. Истерика утихла, и сразу стало скучно.

Коррупция, увы, так срослась с нашим сознанием, стала такой обыденной вещью, что даже здесь мы требуем сенсаций - и ничего более.