Год назад украинцев позабавила новость о том, как лихо следователи столичной милиции и прокуратуры во время обыска в ювелирном магазине Graff воровали золото и бриллианты. Список пропавших вещей превышал 300 единиц, а их стоимость достигала 2,5 миллиона евро. Однако сюжет этой истории может оказаться гораздо замысловатее, чем думали раньше. Если эта версия подтвердится, отдадим должное фантазии авторов, но и посмеемся: в каждом хорошем детективе есть деталь, которая выдает преступника.
Арестованные вышли под залог
После того как информация о краже в магазине Graff была обнародована, в СМИ зазвучали фамилии следователей Печерского райуправления милиции Марии Васильевой, Виталия Забуги, следователя прокуратуры Павла Козлова и понятого Владимира Филоненко. Их лица чаще других мелькали на видео обыска, которое появилось в Сети. Больше всего повеселил кадр, где Филоненко сует золотишко в штаны и держится за ширинку - чтобы не выпало.
Как помнит читатель, Забугу и Козлова задержали. Марии удалось сбежать, исчез и Филоненко. Но в уголовном деле, как оказалось, есть еще шесть фамилий следователей милиции и прокуратуры, принимавших участие в обыске. Пятеро из них вместе с Козловым и Забугой фигурируют в обвинительном акте, который уже передан на рассмотрение Печерского суда. Предварительные слушания должны были состояться 17 августа, но их пришлось перенести - один из обвиняемых не пришел на заседание по той причине, что… служит в армии. Парень, получив уведомление о подозрении в преступлении, тут же явился в военкомат добровольцем.
Для ясности добавим, что все следователи, будучи задержанными, при своих скромных зарплатах избежали
СИЗО, внеся залог в несколько десятков или сотен тысяч гривен. Павел Козлов пробыл в изоляторе около года и тоже вышел на свободу не далее как 27 августа. Кстати, помимо "золотого дела", его судят за незаконное привлечение человека к уголовной ответственности.
|
Не заметили подвоха
Но вернемся к событиям 20 августа прошлого года, когда перепуганные продавщицы сообщили руководству, что в двери элитного бутика ломится непонятно кто.
- Я сразу приехал на улицу Городецкого, - рассказывает директор ООО "Часовой салон "Кристалл" Игорь Брыков. - У дверей салона увидел мужчин в штатском, а рядом "Газель", полную людей в балаклавах и с автоматами. Первая мысль: рейдерский захват! Когда наконец понял смысл визита, согласился открыть двери магазина - прибывшие сотрудники ГСЧС уже собирались резать их болгаркой.
Игорь Брыков уверяет, что понятия не имел об уголовном производстве, которое открыли по факту продажи контрафактных товаров с использованием радиоактивных веществ. Но выразил желание отпереть все сейфы и лично присутствовать при обыске.
- Однако меня не пустили даже на порог, как и адвоката, которая приехала по звонку, - вспоминает директор.
Тем временем в бутике было весело. Сотрудниц и охранников развели по разным комнатам и приказали не выходить. Электрощитовую вырубили полностью и на всякий случай повредили один из серверов. Компанию, в которой помимо следователей было 12 бойцов "Сокола" и двое сотрудников ГСЧС, не насторожило, что после каждого вскрытого сейфа возле Graff тормозил патруль милицейской охраны - сигнализация срабатывала! Вот и "изюминка" детектива: в магазине был скрытый резервный блок питания, видеокамеры продолжали фиксировать события.
Из первого сейфа выгребали дорогие ручки и золотые часы. А потом стали выкладывать часть из карманов, потому что во втором - ох и ай - ослепили глаза золотые цепи, серьги, перстни, бриллианты, изумруды и жемчуга! Сыскари так опьянели от соблазна, что выпили весь алкоголь, выкурили сигары для VIP-клиентов и даже заказали пиццу в Graff.
Обладатель золота скитался, как бомж
Часть украденного 3 сентября кто-то подбросил под куст возле столичной прокуратуры. Свою скромную долю - несколько пар часов, золотых цепочек и женских украшений присовокупил к чистосердечному признанию один из участников обыска.
- Так нам удалось вернуть примерно 20 процентов от всего похищенного, но всего 10% от стоимости, - говорит Игорь Брыков.
Судьба эксклюзивных украшений, в том числе перстня швейцарского ювелирного Дома Bellduc с редким изумрудом, неизвестна и по сей день.
- Мечтать разбогатеть на таких вещах может только сумасшедший. Их можно разве что продать на черном рынке за бесценок. Никто из солидных коллекционеров не рискнет взять краденые именные драгоценности, - говорит Игорь Брыков. - Мы разослали письма по всем фабрикам, всем мастерским, по всему миру.
После того как киевская прокуратура завершила расследование в своей части, дело о "краже века" забрала в производство ГПУ. Вскоре в Хмельницкой области отыскался один из коллег Васильевой, которому год назад тоже удалось улизнуть. Под Киевом нашли понятого Филоненко. Обладатель золота и бриллиантов жил на положении бомжа, скитаясь по городам и весям.
Мария Васильева вместе с адвокатом сама пришла в Генпрокуратуру 5 августа. Беременность на седьмом месяце позволила ей избежать ареста. Подозреваемая уверяет, что год провела у себя дома и не знала, что ее ищут. И, безусловно, ничего не брала. Такой же позиции придерживаются остальные фигуранты дела, исключая того самого раскаявшегося следователя.
Санкция на обыск вместо подкопа
В резонансном деле могут появиться новые лица. Руководство "Кристалла" считает, что обыск был всего лишь предлогом для проникновения в Graff. Целью таинственных заказчиков могли быть отдельные эксклюзивные вещи, о которых знали только несколько человек. Остальные хватали, что видели - бриллиантовый блеск вскружил головы. С другой стороны, тем больше вероятность, что они будут молчать. Не случайно же и бойцам "Сокола" дали время на разграбление магазина, чтобы тоже оказались в доле.
Версию о предумышленном ограблении косвенно подтверждает механизм создания уголовного дела по радиоактивным часам. Производство открыли по письму некой ассоциации, ратующей за права потребителей. Из реквизитов в нем указан только номер почтового ящика. Фактически - анонимка. 20 мая заявление было внесено в реестр, в тот же день назначенный старшим по следствию прокурор Козлов выписал поручение милиции провести допрос заявителя, свидетелей и так далее, отпуская на все процедуры 60 дней, как предписано правилами. А 22 мая, судя по документам, в уголовном деле вдруг появился целый том. Такие чудеса простые следователи не совершают без одобрения вышестоящих чинов. Разбираться в этом предстоит ГПУ.
- Обыск должны были провести в том же мае, - считает Игорь Брыков, - но начались люстрационные перестановки в районной прокуратуре, поэтому, вероятно, произошла заминка. Вплоть до обыска к нам никто не приходил, ничего не спрашивал. Следователи даже не знали, что Graff принадлежит ООО "Часовой салон "Кристалл", и долго не могли понять, кто же я такой. После выяснилось, что в санкции на обыск стоит номер дома, где расположен совсем другой ювелирный магазин, а не Graff.
Дело о радиоактивных часах, которые так и не нашли, городская прокуратура закрыла 23 сентября 2014 года - в связи с отсутствием состава преступления.