Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
28 марта
Загрузить еще

"Повелитель мумий": некрофил или ученый?

Фото: По мнению ученого, профессиональный интерес к трупам нормален. А вот личный - нет Фото: из архива С. Григоряна

Сурена Григоряна, одного из авторов отечественного способа полимерного бальзамирования (в прессе чаще встречается термин пластинация, предложенный пионером метода доктором фон Хагенсом) некоторые называли "русским Хагенсом", а недоброжелатели когда-то говорили, что он делает "кукол" из живых  людей. В Военно-медицинской Академии Петербурга он в перестроечное время  начал буквально творить чудеса, превращая покойников в уникальные учебные пособия.

Для этого с трупа удаляются все покровы, кожа, жировая клетчатка и соединительная ткань. Анатомический материал в  зависимости от того, какие структуры  необходимо демонстрировать студентам-медикам, препарируется определенным образом. Выделяется, например группа мышц плечевого пояса или нервы, идущие к внутренним органам. Готовый препарат, изготовление которого требует, кстати, очень высокой квалификации, обезвоживается при температуре -25градусов и пропитывается жидким силиконом тоже при -25, к тому же в глубоком вакууме. Дорого, вредно для здоровья на всех этапах производства, но хорошего врача по картинкам в учебнике и пластмассовым муляжам не выучить.

 

Бальзамирование трупа - дело крайне сложное Фото: из архива С. Григоряна

Точно так же можно "увековечить" многие отдельные органы — сердце, почки, печень - превратив их в препараты, незаменимые для будущих медиков. Посетив лабораторию в подвальчике, я была поражена царящим там спокойствием и абсолютной будничностью работы. Милая девушка сидела над трупом молодого человека и потихоньку что-то выщипывала у него из ноги. Не так далеко на столе у стены лежало на салфетке ее яблоко. Фрукт она отложила, чтобы поговорить со мной и своим руководителем.

Все было так тихо и профессионально, что мне расхотелось падать в обморок. Я стала фотографировать "антураж" и даже согласилась подержать в руке уже готовый препарат какой-то части тела.

Вчера я позвонила Сурену Петровичу совсем по другому  поводу — поговорить о нижегородском  некрофиле (некролисте, как он себя именует) Анатолии Москвине, которого называют ученым.

 

Сурена Григоряна, "повелителя пластинатов", недоброжелатели тоже обвиняли в том, что он делает из людей кукол. Но на его препаратах выучится не одно поколение врачей Фото: из архива С. Григоряна

- Сурен Петрович, Вы столько знаете о мертвых и отношениях к ним живых, что, думаю, сможете нам помочь. Надеюсь, что Вы слышали о Москвине. Как думаете, может нормальный человек заниматься изготовлением кукол из трупов "в научных целях"?

- Думаю, что психические отклонения тут налицо. Но в первую очередь этот человек — преступник, нарушивший закон о погребении. Даже не похороненное, не востребованное родственниками тело нельзя просто так взять и использовать, хоть бы и в сугубо научных целях.

Кстати, в России этот вопрос как следует не урегулирован. В Германии, например, можно завещать свое тело "науке" - скажем, университету. У нас это серая зона, на федеральном уровне вопрос не решен. В Питере это еще как-то можно было организовать. Но следовало получить разрешение прокуратуры, подать заявку в Бюро регистрации несчастных случаев. В Советском Союзе с этим делом было проще: невостребованный труп — и всего делов. Если он, конечно, не "проходит" по судебному делу: таких покойников даже кремировать нельзя, их хоронят  под номером — мало ли что.

После 1991 года это все решалось как попало, потом начало регулироваться и дошло до того, что стало совсем не понятно, кто же конкретно за все отвечает. Запрета на использование тел умерших в научных целях нет, но ни один главврач из морга не отдаст усопшего даже при полном отсутствии родственников — просто не решится.

А учиться же на чем-то надо будущим врачам! Но при всем при том не может быть таких научных изысканий, для которых бы понадобилось анонимно, тайком выкапывать покойных из могилы, переодевать их и хранить у себя дома.

-Сурен Петрович, а как Вы отличите профессиональный интерес к трупу от интереса болезненного, "маньячного"? Может, рядом с нами тысячи этих извращенцев ходит, а мы и не знаем!

-Нет, по статистике это достаточно редкое отклонение. А как отличить, я скажу. Если патологоанатом, препарируя труп, ест бутерброд — это нормально. Ненормально - если он в изголовье свечку ставит или цветочек на грудь покойнику кладет. Понимаете, это работа как всякая другая. Если водитель моет свою машину и чинит — все в порядке. А вот если начнет в подвенечное платье наряжать — тут явно надо тревогу бить. С трупами работают и сотрудники морга, и анатомы, и студенты, и служащие крематориев, и даже в какой-то степени могильщики. Так вот, любой личный (не профессиональный) интерес к объекту — это признак нездоровья. То, что Москвин сдирал с памятников фотографии усопших и пытался воссоздать их облик — вот это болезнь.

-Но и у Вас, в Военно-медицинской Академии, например, я лично видела в нише под стеклом женщину...

-Ничего подобного. Вы видели препарат тела женщины. У нее даже лица нет. Ее нельзя опознать. Ни одной прижизненной черты не сохранилось — ну, разве что по зубам дантист смог бы что-то определить.

- А в прошлом как относились к некрофилам?

-По-разному. В средние века некрофилами называли всевозможных мистиков и алхимиков, которые приписывали трупам некие магические свойства.

- А в период романтизма и у уважающего себя философа или поэта на письменном столе лежал череп...

- Это нормально, это не некрофилия. Это практически из того же ряда, что и бивень мамонта у палеонтолога или череп горного козла у охотника. Череп, кстати, часто ассоциируется с душой вообще, служит символом и отправной точкой для размышлений о сути вещей, о жизни и смерти. Или - таким "переходным мостиком" к потустороннему миру, элементом романтического восприятия действительности. Я, кстати, как-то видел, что продавался череп в одном рок-магазине. И не слишком дорого. Сейчас это опять популярно.

 

В эпоху Романтизма череп можно было увидеть не только в медицинском кабинете, но и на столе поэта Фото: из архива С. Григоряна

Пару дней назад один журналист заявил мне, что и наш Петр Первый был некрофилом — основал же он Кунсткамеру, и сам, говорят, трупы "разделывал". Но ведь он просто давал простор науке, открывал возможности, гнал предрассудки...

Коллекцию у голландца Рюйша он купил за бешеные деньги, бережно доставил ее в Россию. Часть этого собрания, кстати, до сих пор хранится в Военно-медицинской Академии. Остальное — в Кунсткамере. Уж это-то извращением никак не назовешь. Петр стремился к постижению непознанного, к изучению и решению проблем — в том числе и загадок человеческого организма, анатомии.

-А скажите, не является тяга, интерес к покойникам своего рода борьбой со страхом смерти?

-Из всех животных, видимо, только человек осознает свою смертность, но вот слоны интересуются останками своих сородичей, приходят на "слоновьи кладбища", перебирают кости. Человек во все времена стремился узнать, а что там – за гранью жизни, и во все времена искал проводников в загробный мир. Первый кандидат на эту роль - покойник, тем более, что во всех без исключения верованиях тело, труп, по крайне мере, какое-то время, сохраняет связь с душой или духом умершего. А что до страха смерти, то конечно. Если точно знать, что в царстве Аида есть хоть какое-то будущее и оттуда в принципе можно выбраться, то и не так страшно.

-Может, наше отношение к произошедшему в Нижнем Новгороде зависит и от представлений современной цивилизации? В Древнем Египте, например, с тогдашним культом мертвого тела, на это, возможно, посмотрели бы иначе — как на невинное увлечение? А сколько тогда мумифицировали! И людей, и кошек, и собак. Считалось — нормально...

-Всегда и все зависит от современных представлений конкретной цивилизации. Присущее любому человеку от рождения религиозное чувство может принимать весьма причудливые формы. Если эта форма принята большинством, то все в порядке, если забудем о толерантности – появится инквизиция. Вполне могу представить себе общество, где подобное обращение с покойниками - норма, вплоть до деталей. Но, хотя я не специалист, однако здравый смысл указывает на сексуальные, а не религиозные или научные мотивы этого человека, Москвина. Если речь идет о науке, то что изучается, какие параметры измеряются и в чем доказательность, предсказывающая сила этих изысканий?

-У меня вот еще такой вопрос. Ну, допустим, этот Анатолий — сумасшедший. Но как родители-то терпели дома трупы? Такое бывает?

-Родное дитя. И не то вытерпишь.

-Скажите, а что же этот некрофил, собственно, выкапывал? Почва там, как нам сказали, песчаная, трупы хорошо сохраняются. Но что конкретно происходит с покойником, скажем, за 5, 7 и 10 лет? Он же сам не превращается в мумию, гниение же еще идет - поэтому, очевидно, в доме Москвина и стоял столь отвратительный запах? Или усыхание может довести тело до мумифицированного состояния?

-Известно несколько механизмов естественной мумификации трупов. Если коротко, то это, во-первых, мумификация на воздухе при высокой (пустыни) или, наоборот, при отрицательной температуре (высокогорье, иногда тундра). В этом случае обязательное условие - очень низкая влажность воздуха, ниже 30%.

Мумификация поисходит в болотах в торфе под действием гуминовых кислот, а также в некоторых почвах, хорошо проницаемых для воды и воздуха. Там мало анаэробных бактерий, которые, собственно, и разлагают всякую органику. Пример - мумии Киево-Печерской лавры, такие есть и где-то в Мексике. Там сначала, кстати, хоронят, а потом, после мумификации, извлекают из могилы и хранят по стеклом в гробах, то ли в церквях, то в специальных склепах, сейчас не помню подробностей.

Выкапывал Москвин скорее всего более или менее мумифицировавшиеся трупы.Чтобы запаха не было совсем, спепень мумификации должна быть очень большой. Мумия жреца по имени Петесе, которую можно увидеть в Государственном Эрмитаже в Египетском зале на первом этаже, за 3 тысячи лет практически утратила запах, но такого, чтобы сложная органика не пахла совсем, не бывает. Вообще, в основном обезвоживание трупа происходит в первый год, но это не значит, что пахнуть он перестал.

-Как Вы думаете, это не "заразная болезнь"? А вдруг примеру Москвина сейчас захотят последовать десятки других сумасшедших по всей стране? И вообще — надо ли делать достоянием общественности подобные случаи?

-Может быть, подражатели и найдутся. Хотя не думаю, что по всей стране и много. Но вот смаковать подробности о, скорее всего, трагедии больного человека и его несчастных родителей, не следовало бы. Это дело полиции и врачей. Было бы здорово, если бы любое дело делали профессионалы. Мракобесов разных мастей у нас вагон и маленькая тележка, в любой момент может начаться очередная антинаучная вакханалия!

Мумия мамонтенка Фото: из архива С. Григоряна