Он рассказал, чего же следует ждать миру от администрации нового президента США и справится ли он с мировым кризисом.
- Николай, что в Америке говорят о том, когда кризис закончится? И поможет ли план Обамы ценой в 787 миллиардов долларов экономике США? Или ей все равно кранты?
- Я думаю, что американской экономике, конечно, не кранты. Для нее это не впервой. Хотя этот кризис, конечно, немножко особенный по сравнению со всеми предыдущими. В первую очередь потому, что это первый кризис эпохи глобальной экономики. И взаимосвязь мира сегодня гораздо сильнее, чем это было в 30-е, 50-е и даже в 90-е годы.
- То есть антикризисные меры Обамы - это…
- Это, безусловно, компромисс. Вообще все, что делается в Америке, - это в результате является компромиссом. Потому что вертикали власти в стране нет. Президент США - скорее такой политический брокер, которому надо разруливать ситуации между разными центрами силы. И многие будут недовольны Обамой. Но ему придется идти на это, теряя пока высокий рейтинг. С другой стороны, и ожидания от него очень велики. Вера в Обаму сегодня так велика, что она неизбежно обернется большими разочарованиями.
- К концу срока?
- Гораздо раньше. Может быть, к лету уже этого года.
- То есть в этом он повторит судьбу Буша?
- От Буша с самого начала не было больших ожиданий. А вот Обаме надо найти золотую середину до того, как он израсходует свой рейтинг на непопулярные меры. Явно инфляция будет повышаться, какие-то сферы американской экономики будут попадать в серьезный кризис, люди - терять работу...
- Считается, что у Обамы довольно квалифицированная команда...
- В первые месяцы прихода нового президента к власти решается вопрос: президент играет свиту или свита играет президента. Например, Буш был президентом, который собрал очень сильную команду, явно сильнее, чем он сам. А вот Клинтон был звездой. Он не мог терпеть никого, кто бы затмевал его статус.
Станет Обама доминировать над командой или нет - еще вопрос. Он - продукт чикагской политической школы: а люди, выходящие оттуда, рассматривают политику как менеджмент.
- Получается, нынешний президент США не политик, а топ-менеджер?
- В данном случае это действительно менеджер. Он не Буш, которому нужны политические озарения, борьба, интриги, красивые фразы. И не Клинтон даже. Для него что страна, что детройтский автозавод.
- Сейчас много говорят о новых отношениях в команде Обамы. Что будет дальше?
- Обама по природе человек гораздо более холодный, нежели были Клинтон или Буш. И гораздо более закрытый. У него есть семья - жена и две дочери, теща. Ему этого достаточно для социальной жизни. Поэтому такой тип политической активности, какой исповедовал Буш, - давай посидим, съездим на мое ранчо, покатаемся на велосипедах, половим рыбу - он, наверное, исповедовать не будет. У Обамы будут более рациональные отношения со своей командой. Но никакого отношения к дружеским связям, симпатиям, антипатиям, личной психологии это иметь не будет, как бывало у Буша.
- То есть Обама не сядет за руль машины и не прокатит Медведева?
- Может быть, и прокатит, если потребуется. Но эмоциональных действий он будет делать меньше. И эмоций будет в Белом доме меньше, чем мы наблюдали последние 8 лет.
- Как они в одной лодке с Хиллари Клинтон уживутся, она ведь тоже яркая личность?
- Бараку надо доказать, что он не случайный президент, что он президент не одного срока. Ему уже пора готовиться к выборам 2012 года. И я думаю, что это большая проблема для обоих - и для Хиллари Клинтон, и для Обамы. Она переломила себя и пошла работать в администрацию президента. Конечно, женщина она огромных амбиций и, безусловно, талантливая. Это политическое животное в самом прямом смысле этого слова, которое кожей чувствует, как и что надо делать, что сказать.
ИЗ ДОСЬЕ «КП»
Николай Васильевич ЗЛОБИН, директор российских и азиатских программ вашингтонского Института мировой безопасности, родился в 1958 г. Окончил исторический факультет МГУ им. Ломоносова. Остался в аспирантуре, преподавал, дорос до профессора. Параллельно работал для «Литературной газеты», «Общей газеты» и «Независимой газеты», вел раздел в «Известиях». В 1993 г. был приглашен в США и с тех пор обосновался в Вашингтоне. Один из создателей ведущего американского журнала по бывшему СССР The Journal of Post-Soviet democratization, а также информационного и аналитического агентства Washington Profile. Автор 11 книг и большого количества статей по вопросам американо-российских отношений.