Загрузить еще

Семейный доктор: а была ли реформа?

Семейный доктор: а была ли реформа?
Фото: Терапевты обучались основам других видов врачебной практики в течение полугода. Чувствовать себя универсальными специалистами у них пока не получается. Фото: архив «КП».

Заявление о том, что до конца сентября все киевляне должны определиться с выбором своего семейного терапевта,  большей частью осталось на бумаге. Процесс перехода на новую систему здравоохранения тормозится не только неактивными пациентами, но и самими врачами, и даже государством. Семейный врач должен иметь основы знаний во всех областях медицины - в офтальмологии, отоларингологии, хирургии, урологии, педиатрии, гинекологии и т.д. Однако много ли в столице поликлиник, где в каждом кабинете терапевта стоит "кресло"? Все ли врачи прошли переподготовку? Получается, что для полного перехода на новый режим наши медики не полностью готовы и должным образом не оснащены. Подробности мы решили узнать непосредственно у новоиспеченных семейных докторов и их пациентов.

- Мой участковый терапевт Алла Ивановна стала моим семейным врачом, - говорит киевлянка Тамила Кондратюк из Соломенского района. - Я выбрала ее еще год назад, когда мало кто знал об этой реформе. Пришла на прием с простуженной почкой, медсестра мне подсунула готовое заявление, которое я и подписала. Никаких анкет других врачей я не видела.
 
У Тамилы Львовны нет претензий к участковому доктору, но она с удивлением узнала, что могла выбрать себе любого врача. По словам пенсионерки, информация о свободном выборе врача появилась на стене в холле поликлиники весной этого года. Но большинство пациентов до сих пор считают, что перевод участкового терапевта в ранг семейного врача - формальность. Многие не догадываются, что этот доктор должен будет лечить не только простуды, но и гайморит, и конъюнктивит, и даже хламидиоз…
 
За превышение нормы не доплачивают
 
Столичные семейные доктора новшества реформы ощутили. Нагрузка выросла, а зарплата - нет. Хотя обещали, что семейные доктора будут чуть ли не драться за каждого пациента и обслуживать его качественно, чтобы он не убежал к кому-то другому. Дело в том, что семейный врач, по замыслу реформаторов, должен получать деньги за каждого пациента. Однако на деле вышло немного не так.
 
- Действительно, большинство пациентов выбирают своего же терапевта, которому государство оплачивает обслуживание 1500-1800 больных, но ведь почти у каждого участкового их от 2000 и больше! Получается, что несколько сот человек врач обслуживает бесплатно, - пожаловалась "Комсомолке" терапевт Любовь Борисовна, попросившая не указывать ее фамилию. - Если ты популярный доктор, к тебе записываются многие и ты превысишь норму в два-три раза, то получишь надбавку. Но до обещанной тысячи долларов заработка очень далеко.
 
По словам Любови Борисовны, переподготовка кадров включала в себя полугодовой курс прослушивания основ лечебного дела. Обучали качественно, но мало. Врач говорит, что за полгода сложно стать хорошим гинекологом или лором. 
 
Чем дальше пациент, тем неохотнее его "берут" 
 
По словам Любови Борисовны, доктора неохотно берут пациентов с других участков. Во-первых, потому что сверх нормы никто не доплачивает за каждую "человеко-единицу". Во-вторых, потому что обслуживать таких клиентов очень хлопотно: специальный транспорт для доставки врача к больному поликлиника пока не выделяет. Но и проигнорировать вызов на дом доктор не имеет права. Потому врачи и старались распространять информацию о себе среди собственных же пациентов, не устраивали рекламных кампаний для "избирателей". 
 
Кстати, соглашение на обслуживание должно быть обоюдным: пациент может взять открепной талон и перейти к другому специалисту, и семейный доктор может отказаться брать больного, например, если тот живет далеко от поликлиники. 
 
Есть у новой системы и очень положительные стороны. Так, Любовь Борисовна отметила, что стало намного проще выписывать направления на обследования, перестали лимитировать количество талонов для бесплатных анализов. 
 
ОФИЦИАЛЬНО
 
Только 0,3% киевлян сменили врача
 
Как объяснили нам в столичном Департаменте здравоохранения, регистрационный период для выбора семейного врача  - с 1 по 30 сентября. Кто не определился в эти сроки, остается на учете по месту жительства. Сменить врача он сможет в предусмотренном законом порядке ровно через год. Речь не идет о том, чтобы выбирать доктора из любого района города - приказ МОЗ №756 от 2011 года обязывает это делать в границах поликлиники своего района. В другое время поменять семейного врача можно, если: пациент переехал, во время регистрационного периода был в командировке, отпуске, а также если доктор уволился или в поликлинике появился новый специалист. 
 
В горздраве обещают, что реформа будет продолжаться и скоро объединят не только функции врачей, но и поликлиники. Таким образом, размеры участков вырастут. Однако докторам собираются предоставить автомобили (один на 3-4 специалиста), которые будут доставлять врачей к больным на дом. 
 
Тем временем уже можно подбить первые итоги реформирования: 1 229 960 киевлян заполнили регистрационные формы и определились с выбором семейного доктора. Лишь 4 126 человек решили поменять своего участкового на другого. 
 
ВЫВОД
 
Для большинства киевлян появление института семейного врача остается формальностью. "Родной" терапевт просто поменял название. Подробностей люди не знают. Промежуточные итоги реформы это лишь подтверждают: на самом деле наш человек не очень-то верит, что при новой системе его будут лечить лучше.  Часто даже будучи недовольным своим врачом, он выбирает его. Может быть, потому что не очень верит анкетам других специалистов, а может, потому что в глаза не видел этих анкет? Пока что абсолютное большинство тех, кого спрашивала "Комсомолка", выбирали участкового в качестве семейного доктора непосредственно на приеме, во время осмотра, когда им вручали регистрационную форму и просили ее подписать… 
 
ЗНАЮЩИЙ ЧЕЛОВЕК
 
 
Евгений Комаровский о медицинских новшествах
 
- Похоже, это становится общественно-политической традицией в нашей стране: реформы и реформаторы сами по себе, а те, ради кого реформы затеваются, - сами по себе. Ну вот смотрите. Было три хирургических отделения. В каждом трудились по десять хирургов, то есть всего хирургов было 30. Создали одно мощное отделение, в котором найдется работа для 20 хирургов. 10 временно безработных отправляются на курсы и становятся врачами широкого профиля - так называемыми семейными врачами.
 
Обратите внимание: подчеркивается, что семейными врачами станут те, кого не удастся трудоустроить (т. е. заведомые неудачники). С выпускниками медицинских вузов ситуация аналогичная: умные-крутые-блатные-родные - в гинекологи и невропатологи, остальные (неудачники) - в семейные врачи.
 
Уже на этом этапе возникает множество вопросов: сколько времени надо для того, чтобы переучить окулиста с двадцатилетним стажем на семейного врача? Какова вероятность того, что он будет лечить на дому кашляющего младенца? 
 
Тем не менее задача имеет решение. Решение состоит в том, чтобы сделать место (должность!) семейного врача желанным и привлекательным. Адекватный семейный врач может сэкономить государству тысячи тысяч. Но не надо жадничать! Если половину от сэкономленного отдать семейному врачу, так за его место развернется битва.