О том, что кислород может всасываться в кровь человека не только через легкие, медицина знала еще в 1940 годах. Как любой газ, кислород легко проходит через любые ткани организма. И вообще, содержать какой-либо газ в замкнутом объеме не просто: газы проходят сквозь стены зданий, жидкости и другие среды, и нужна специальная герметизация, чтобы задержать газ. Движение газа происходит в сторону меньшего давления. Скорость движения газа зависит от разности давлений, концентрации газа и степени сопротивления тканей организма движению газа. Доля кислорода в атмосфере составляет 20,94%, в венозных сосудах легких – 16-18%. Этой разницы достаточно для дыхания, насыщения кислородом крови.
Кислород проходит и через кожу! Считается, что 2% объема кислорода поступают в кровь через кожу (при тяжелой физической нагрузке больше). На способности кожи пропускать кислород основаны разработки кислородной косметики. Но при использовании кислорода высокой (выше, чем в воздухе) концентрации скорость поступления этого газа в организм резко увеличивается, так как существенно возрастает разность концентраций и давлений. Ведь медицинский кислород содержит 99,5 – 99,9% кислорода, а доля кислорода в венозной крови остается той же – 16-18%.
Молекулы газа при движении увлекают за собой и лекарственные вещества, компоненты пищи и т.п., и поэтому, действие любых лекарств и усвояемость пищи при одновременном приеме кислородного коктейля заметно увеличивается.
В 1940-50-х годах проводились исследования с введением кислорода в желудок с помощью зонда. Конечно, это было возможно только в условиях клиники, но даже введение 50-100 мл кислорода оказывало лечебное действие (в 250 мл пены 200-350 мл кислорода). Одновременно проводились исследования с введением кислорода в организм всевозможными другими путями: через легкие, подкожно, внутрь сустава, в виде кислородных ванн.
Кислородный коктейль – это так называемый энтеральный путь введения кислорода в организм при нормальном атмосферном давлении.
По мере усовершенствования технических средств были разработаны способы введения кислорода под повышенным давлением (в барокамерах), а также очень эффективные методики с использованием пониженных концентраций кислорода и пониженного атмосферного давления (также в барокамерах) – для тренировки.
Кислород вводится в кислородный коктейль и в организм также под давлением, но по сравнению с барокамерой повышение этого давления относительно атмосферного незначительно. В высокой концентрации кислород легко всасывается в кровь и лимфу, попадая в венозные сосуды желудка и кишечника, и если в коктейле будут вредные вещества и микроорганизмы они легко всосутся.
При всех видах кислородной терапии, независимо от способов введения газа, основное повышение его концентрации и, в первую очередь, давления происходит в тканях организма, а не в крови, что и дает лечебно-профилактический эффект, поэтому в артериальной крови повышение объемной доли может быть всего на 1-2%, давление растет на 4-15%, а в тканях гораздо выше (НЦЗД РАМН 2008-2009 гг.). Особенность кислородного коктейля состоит в том, что в результате его применения повышается содержание кислорода в крови не только в связанном с гемоглобином виде, но и виде раствора в плазме. Автор методики кислородного коктейля академик АМН СССР (1957 г.) Н.Н. Сиротинин (Киев) совершил открытие, доказав, что с помощью кислородной пены, насыщенной медицинским кислородом, можно ввести количество газа, достаточное для лечебно-профилактического эффекта. В 1963 году об этой методике впервые был сделан доклад на заседании кислородного комитета Минздрава Украины, в 1968 году появились публикации, а в 1970 году Минздравом СССР зарегистрирована медицинская методика (комиссию Минздрава возглавлял известный ученый профессор Б.Е Вотчал).
Исследование действия кислородной пены на организм проводили его ученики - профессора Н.С. Заноздра и В.П. Нужный в Киевском НИИ клинической медицины. Эти исследования были продолжены и в постсоветское время.
Кислородный коктейль содержит 0,7 – 1,3 мл кислорода на 1 мл пены. Свойство насыщаемости пены кислородом зависит от качества пенообразователя – вещества, создающего пену в контакте с кислородом, и от скорости подачи кислорода (в т.ч. от качества распылителя кислорода). Таким образом, 200 мл пены содержат от 150 до 260 мл кислорода. При этом известно, что минимальная терапевтическая доза лекарства "Кислород" составляет 50 – 100 мл, т.е. одна порция пены содержит от 1 до 5 терапевтических доз.
Правда, если готовить пену не в закрытой емкости, а в открытой, да еще при этом использовать миксер, то большая часть кислорода уйдет в воздух. То же самое произойдет, если принимать пену не сразу после ее выработки, а спустя некоторое время (подобно тому, как остывает налитый в чашку чай).
Медицинский кислород является лекарственным средством и любой кислород при введении внутрь - лекарство. Свидетельством тому является тот факт, что кислород, как лекарство, входит в Государственную Фармакопею Украины, РФ и всего мира. Свойства кислорода, как лекарства, в том числе и в кислородном коктейле, описаны во всех выпусках знаменитого справочника профессора М.Д. Машковского "Лекарственные средства".
Цели применения лекарства "Кислород" в составе коктейля следующие:
1) устранения кислородного голодания (гипоксии);
2) стимуляция собственных антиоксидантных систем;
3) уничтожение гельминтов (глистов);
4) использование для лечения хронических гастритов, язвенной болезни (прямое заживляющее действие на слизистую желудка);
5) общее улучшение самочувствия и увеличение работоспособности (кстати, это явление наблюдают родители детей, регулярно принимающих кислородные коктейли);
6) снижение заболеваемости простудными болезнями;
7) включение в комплексную терапию ожирения (большие порции пены растягивают желудок и рефлекторно снижают аппетит). То есть, лечебное действие зависит не только от насыщения крови кислородом, но и от прямого, рефлекторного действия, и в первую очередь на ЖКТ, где наиболее сказывается повышенное содержание кислорода.
По снижению заболеваемости ОРВИ и другими "простудными" инфекциями имеются методические рекомендации Минздрава России (1985-1988 гг.), а также исследования доктора С.Ф. Черячукина (2009 г.), в которых показано, что вероятность пропуска ребенком занятий в детском саду снижается примерно в 3 раза, по сравнению с детьми, не принимающими кислородный коктейль.
Детям нравиться вкус кислородного коктейля. Для ребенка это игра! Имеется уже более чем 40 - летний опыт организации оздоровления детей в детских садах. Выражаясь простым бытовым языком, уважающий себя детский сад, школа, а тем более детский санаторий обязательно имеют у себя налаженное производство кислородного коктейля, так как дети меньше устают и за счет этого лучше учатся.
Замены кислородному коктейлю нет! Его действие нельзя компенсировать прогулками, витаминами и проч. Есть еще один немаловажный факт: положительные эффекты кислородного коктейля усиливаются, если после его приема проводятся занятия физкультурой. О том, что кислород в кислородном коктейле оказывает лечебно - профилактический эффект, считают АМН РФ, МОЗ Украины и других стран (НИИ питания РАМН, НЦЗД РАМН, НИИ гигиены детей и подростков РАМН, НИИ АМН Украины, Минздрав Белоруссии), о чем хорошо знают и санитарные врачи, так как лечебно-профилактическое действие отражено в санитарных законах (Санпинах).
Хорошо сочетаются с кислородным коктейлем различные витаминно-минеральные комплексы, препараты так называемых биогенных стимуляторов (женьшень, элеутерококк).
В производстве кислородных коктейлей во все времена использовался медицинский кислород, гарантировано очищенный от более, чем 1000 известных науке вредных примесей воздуха, а также от микроорганизмов, грибков, радиоактивных веществ.
Но… Внимание! С 2005 г. все чаще встречаются факты использования для производства коктейля кислорода непосредственно из воздуха (школы, ДОУ). При этом достигается концентрация кислорода до 55 – 95% (а в рекламе производителей стоят цифры 95%); одновременно концентрируются и некоторые вредные примеси из воздуха.
Одной из таких вредных примесей является инертный газ аргон, третий по содержанию после азота и кислорода компонент воздуха: его концентрация, равная в обычном воздухе 0,93% об., при получении смеси непосредственно из воздуха возрастает до 4-5%. Это вещество вызывает эффекты, обратные тем целям, которые мы ставим, применяя медицинский кислород по правильной методике. Аргон вызывает кислородное голодание! В экспериментах на животных показано токсическое действие аргона, в том числе на зародыши животных, на эту тему даже защищена кандидатская диссертация. Получается некая смесь, похожая на газ для кислородно-аргоновой сварки. Такая смесь не дотягивает не только до технического кислорода 1 сорта (с содержанием кислорода 99,7%), но даже до 2 сорта (с содержанием кислорода 99,5%).
Такую кислородную смесь (как мы видим, с достаточно высоким содержанием кислорода) часто используют для лечения хронических легочных больных, так как обеспечить снабжение большим количеством медицинского кислорода трудно и дорого. Это продляет им жизнь и даже сохраняет им трудоспособность. Еще одна область применения медицинского кислорода – реаниматология, где кислород входит в состав газовой смеси для наркоза. В указанных случаях речь идет о применении кислорода по медицинским показаниям! И если нет медицинского кислорода, то для спасения жизни больного оправдано все, но не всегда: при гипоксии больного не спасает применение такого кислорода. Такая деятельность может осуществляться только врачами, и не имеет никакого отношения к пищевому использованию кислорода.
Об отрицательном действии каждого из компонентов смеси, которая получается на выходе из кислородного концентратора при непосредственной выработке из воздуха, можно писать отдельные монографии. В этой смеси содержаться неон, водород и гелий, совместное действие которых в повышенных концентрациях на организм прогнозировать трудно, а при использовании аппаратов с УФО – вообще не изучено, но побочные действия есть.
В воздухе любого помещения всегда содержится углекислый газ СО2, и в очень небольших концентрациях токсичный угарный газ СО. Причем концентрация угарного газа в помещении напрямую зависит от расположения этого помещения: вблизи автострад и крупных промышленных объектов концентрации угарного газа, конечно, будут выше. Но на выходе из кислородного концентратора, возможно, возрастает и концентрация угарного газа.
Абсолютно такая же ситуация имеет место с концентрацией озона – токсичного газа, который обязательно имеется в воздухе вблизи автострад: превышение его предельно допустимой концентрации свыше 0,1 мг/м3 вызывает хроническое отравление (концентрация 0,1% смертельна).
На сегодняшний день нет достаточно убедительных научных данных о количестве микробов и вирусов в концентрированной смеси из воздуха, однако, с высокой долей вероятности, можно прогнозировать и их присутствие.
Ни в одной цивилизованной стране мира, где налажен выпуск кислородных концентраторов, эти аппараты не используют для производства кислородного коктейля детям детского сада. Согласно требованиям Росздравнадзора РФ, кислородные концентраторы предназначены только для введения кислорода через легкие и только врачами больным, а иначе теряется действие регистрационного удостоверения (оно обязательно!) и их применение незаконно.
Рядом с работающим концентратором содержание кислорода в атмосферном воздухе падает ниже санитарной нормы 19,5% до 17 – 18%, что опасно даже для обслуживающего аппарат персонала. Считается даже противоправным применение кислородного концентратора для лечения одного больного, когда рядом с ним в одной палате находится другой пациент: пока один больной дышит кислородом из концентратора, другой может испытывать неконтролируемое кислородное голодание (о чем скрывают!).
Другие производители используют в своих аппаратах жесткое ультрафиолетовое излучение, что вообще не является кислородным коктейлем, и так как нет кислорода высокой концентрации – нет кислородного коктейля. Такое излучение используется, например, в аппаратах МИТ-С. Они производят озон из воздуха детского сада. Этот газ должен вводиться в строго контролируемых концентрациях. Само введение атмосферного воздуха в желудок противоречит Законодательству, а главное, организм ребенка не предназначен для введения больших количеств воздуха в желудок – непроизвольное заглатывание воздуха у детей называется аэрофагией и лечится педиатрами, так как замедляет развитие ребенка, в воздухе есть химические канцерогены (вызывающие рак) и микробные (бактерия пили, в легких она не опасна, но размножаясь в желудке многократно увеличивает риск рака), токсические вещества и газы, аллергены, грибки, вирусы и бактерии, вызывающи инфекционные заболевания. К примеру, РФ запретила ввоз конфет (в которых содержится бензпирен), а в воздухе всегда есть бензпирен – сильнейший канцероген.
Но использование жесткого УФ-излучения нисколько не устраняет все недостатки смеси, получаемой из атмосферного воздуха. Эта смесь по качеству все равно остается хуже даже технического кислорода. Жесткое УФ-излучение приводит к образованию озона и окислов азота (это скрывается) в еще бульших количествах, чем в смеси из простого концентратора.
Одним из условий применения озона с лечебными целями – озонотерапией - является строгий контроль концентрации этого токсичного газа. Такой контроль может осуществляться только врачами во взаимодействии со специально обученным техническим персоналом.
При облучении воздушной смеси жестким УФ-излучением образуются окислы азота. Особо токсичный из них – диоксид азота NO2. Он образуется от взаимодействия кислорода и азота воздушной смеси. Это коварное вещество! Проникая в желудок и легкие, диоксид азота образует азотную и азотистую кислоты, которые разрушают ткани. При этом, в чисто количественном аспекте, поскольку на образование диоксида азота и других его окислов расходуется кислород, то содержание в воздухе последнего опять-таки падает, доходя до 20,5-20,6%, что нехорошо.
Таким образом, ясно, что в аппаратах МИТ-С ни в коем случае нельзя использовать для лечебных целей воздушную смесь, а также технический или даже "пищевой" кислород, где может быть азот. Требования еще более жесткие, чем к кислороду в кислородном коктейле. Медицинские цели для озонотерапии диктуют применение только медицинского препарата! Для этого нужно подключить источник медицинского кислорода и не будет производиться никаких вредных окислов азота, и не будет всех вредных примесей и микроорганизмов воздуха, а будет производиться медицинский озон и его применение более эффективно, чем обычный кислородный коктейль (т.е. МИТ-С очень эффективен при правильном применении), но при назначении врача. Эти положения содержатся в Методических рекомендациях по применению озонотерапии Минздрава РФ (2004-2007 гг.) И так считают все озонотерапевты и физиотерапевты мира!. (в т.ч. в НИИ озонотерапии г.Харьков).
Существует и другой токсичный окисел азота – N2O, "веселящий газ", оказывающий на организм наркотическое действие. Он тоже крайне вреден для здоровья! Его также уже выражают желание использовать некоторые предприниматели.
Причина того, что для производства кислородного коктейля (и не только) используется воздух жилого помещения, проста. Она, прежде всего, экономическая: необработанный атмосферный воздух ничего не стоит. Предприниматель не вкладывает в его "добычу" никаких средств. И это в условиях, когда законодательством разрешено применять кислородные коктейли и озонотерапию только медицинским учреждениям, используя для процедур и производства коктейля только медицинский кислород! Отличить медицинский и пищевой кислород легко – его применение не требует электропитания и он может храниться только в маленьких малолитражных баллончиках (транспортные кислородные баллоны не используются!) и никак иначе.
И на атмосферный воздух не составляют никаких юридических документов и сертификатов (а это коррупция), так как это противоречит Закону об обращении лекарственных средств, в то время как медицинский кислород должен иметь регистрационное свидетельство на лекарство, пищевой кислород – свидетельство на пищевую добавку. Возни с ними! Но законно ввести в организм можно только лекарство, или пищевую добавку, или продукт питания и все они должны иметь документы, подтверждающие качество и безопасность, а газы – на основании протокола анализа в аккредитованной лаборатории (не просто документ!).
Есть и еще одна проблема с применением кислородной пены: дозу препарата устанавливает всякий раз не врач, а предприниматель, регулирующий цену за одну порцию напитка по своему усмотрению.
И вот такой недобросовестный предприниматель будет поставлять заведомо недоброкачественный продукт, чтобы его вводить в желудок ребенка!
Теперь мы обращаемся к родителям! Надо быть просто сумасшедшим, чтобы позволить вводить в желудок своему ребенку такой продукт, содержащий вредные примеси, действие которых даже трудно поддается описанию! Речь идет не о том, какой кислород хуже или лучше (а детям надо лучшее качество), а о нарушении Законодательства и заведомо вреде здоровью детей от вредных примесей воздуха. Подробно: www.koktely-vrach.com.ua. Поскольку речь идет о здоровье детей, кто может, распространите информацию.
Доктор Черячукин С.Ф., Киев, врач к.м.н. Яковлев А.Б., Москва.