Загрузить еще
back icon

Подбираем вид спорта для школьника

Подбираем вид спорта для школьника
Фото: Подросткам надо заботиться о гибкости и здоровом позвоночнике, первоклассникам - учиться равновесию и развивать координацию. Фото: УКРИНФОРМ.

Общеизвестный факт, что в первые годы жизни малышу полезно дополнительно заниматься развитием моторики. С этой целью с детьми играют в кубики, конструкторы, после трех лет можно начинать изготавливать поделки из пуговиц или бисера. Любая ручная работа, в которой требуется сосредоточенность и терпение, умение "слепить" мелкие детальки, помогает решить проблему моторики у детей. Но к школьному возрасту ребенок полностью не избавляется от некоторой детской неприспособленности, остается неуклюжим, не умеет целенаправленно прикладывать усилия. Потому первые занятия спортом должны решать прежде всего проблему координации, ловкости, гибкости и силы. 

 - Ученикам 6-8 лет лучше заниматься игровыми видами спорта. Это может быть футбол. Для малышей такого возраста лучше всего подходит кунг-фу, - говорит наш эксперт, тренер высшей категории, мастер спорта, президент Федерации фри-файта в Киеве и области Михаил Росохатый. 
 
Главное, чтобы ребенок сам выбрал вид спорта,  а не пришел в секцию под давлением родителей. 
 
Для болтуна - команда, одиночке - помост
 
Начиная со второго класса школы стоит уже задумываться не только о развивающей, но и о воспитательной функции спорта. Так, для общительных детей, у которых "рот не закрывается", а дисциплина хромает, психологи советуют командные виды спорта. Здесь такой ребенок сможет проявить свои лидерские задатки, научиться слышать и другое мнение, уважать партнеров по команде. 
 
Школьникам-оди­ноч­кам полезно будет пойти на шахматы, плавание, единоборство. С одной стороны, это даст возможность общаться с другими детьми. С другой - позволит оставить эмоции при себе. Замкнутым детям сложнее выражать свои чувства, и игра в команде может лишь усугубить их "отрешенность", а в случае неудачи вообще отбить охоту заниматься спортом. 
 
Кстати, равнодушием к любым кружкам и секциям обычно отличаются дети, робеющие в коллективе и не готовые показывать свои переживания, которых во внеклассной школьной жизни очень много. Неформальное общение на секциях требует от таких детей влиться, стать своим. Многим это удается со временем, а порой и вообще не под силу.
 
 
- Особенности занятий борьбой в том, что ты остаешься собой, но при этом входишь в коллектив, ты не одинок, - считает Михаил Росохатый. - Спорт формирует личность, а не просто помогает развить мускулы или добиться хорошей осанки. Условно назовем это "идеологической" составляющей. Она прививает уважение к старшим и к учителю, к партнерам, к основным жизненным ценностям, к родине и родителям. Учит ценить свое здоровье и избегать вредных привычек. Учит проигрывать и побеждать, что в будущем обязательно скажется на характере ребенка, на его мировосприятии. К примеру, восточные техники воспитывают сильных "самураев". Боевое искусство фри-файт основано на украинских ценностях и традициях. 
 
Михаил Росохатый отмечает, что родители, решившие сдать ребенка на борьбу, не всегда руководствуются при этом правильным посылом. Ведут сына на секцию, чтобы он мог дать сдачи, а дочь - чтобы могла за себя постоять. Но на самом деле ребенка будут учить избегать драки, менять отношение к обидчикам и к самим обидам.
 
С физиологической точки зрения занятия борьбой приводят к развитию ловкости, быстрой реакции, аналитических способностей, а также к хорошей осанке и развитым мышцам. В каждом виде единоборств присутствуют зачатки акробатики, которая нужна при выполнении ударов. 
 
Нелюбовь к спорту легче преодолеть в бассейне
 
Плавать и веселиться в воде любят практически все дети. Посещение бассейна не требует ни особых навыков, ни вливания в команду. Не грозит особыми травмами (некоторые дети очень боятся покалечиться!). В то же время занятия плаванием приносят большую пользу детскому организму, способствуя его гармоничному росту. 
 
Наиболее позитивно занятия в воде сказываются на двигательной, дыхательной и нервной системе. Плавать показано астматикам, деткам с вегетативными расстройствами, нервными тиками, нарушениями сна, при энурезе и ночных кошмарах, а также сколиозе, искривлениях грудной клетки, лишнем весе. 
 
Нагрузка на организм в бассейне минимальная, зато работают все группы мышц.  
 
От плохого зрения, сколиоза и "рыхлого" горла
 
Помимо азарта и активных движений спорт дает возможность для профилактики основных нарушений здоровья, выявленных у школьников. Во-первых, стресса. Во-вторых, проблем со зрением, которые дают о себе знать после нагрузок, вызванных чтением, работой за компьютером. Общепризнанными средствами профилактики проблем со зрением считаются бадминтон и пинг-понг. Ребенку достаточно трижды в неделю заниматься по 40 минут одним из этих видов спорта, чтобы не переживать за его зрение. Большой теннис, кроме хрусталика, тренирует еще и плечевые мышцы, а также ноги, руки. Сюда можно определить школьника с лишним весом. Скоро он станет стройнее и начнет нравиться себе.
 
Детям с плохой усидчивостью, нетерпеливым, склонным к жалобам и усталости, а также тем, кого укачивает в транспорте, подойдут игровые виды спорта, такие как баскетбол, волейбол, футбол, регби, хоккей. Все они помогут решить вопрос с нарушениями координации, поспособствуют развитию хорошей реакции, придадут выносливости. Футболисты  и хоккеисты "получат" красивые и сильные ноги, бедра, крепкое сердце и сосуды. Баскетболисты и волейболисты - хороший рост, развитый плечевой пояс, крепкие руки и опорно-двигательный аппарат. 
 
Занятия в душных классах и корпение над учебниками не приносят пользы дыханию, сердечно-сосудистой системе. Гиподинамия часто сопровождается развитием отечности ног и плоскостопием. Для укрепления органов дыхания рекомендуют занятия на свежем воздухе. В этом ключе особенно хороши зимние виды спорта: катание на лыжах, коньках, сноуборде. Кроме дыхательных тренировок, ребенок еще и получит хорошую профилактику плоскостопия, улучшит осанку. Усугубление проблем с осанкой предотвратят занятия аэробикой, гимнастикой, плаванием или танцами, а также бег и прыжки.
 
Обратите внимание
 
Основные признаки того, что ребенку нужны физические нагрузки 
 
Отсутствует чувство ритма.
Замедлена реакция.
Не может держать равновесие, например, стоя на одной ноге.
Неуклюжесть, все роняет.
Плохо ориентируется в пространстве. 
 
В ТЕМУ
 
Упражнения помогают лучше усваивать знания 
 
Девятилетним школьникам из США поручили сделать несколько простых упражнений и прогуляться по двору. Затем задали тесты. Оказалось, тренировки положительно повлияли на умственный процесс: дети были более внимательными, быстрее решали задачки, чем обычно. Это касалось разноплановых предметов: математики, чтения, письма. Вот почему полезно делать зарядку по утрам и немного погулять перед выполнением домашнего задания.