Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
3 мая
Загрузить еще

Скорая помощь помочь не торопится

Скорая помощь помочь не торопится
Фото: Фото: Максим ЛЮКОВ.
Не так давно московское городское управление здоровья посчитало, что приступ эпилепсии, астмы, гипертонический криз, а также повышение температуры тела свыше 39 градусов не считаются поводом для госпитализации. Дескать, в больницах недостаток мест. Чем Киев лучше? У нас подобных распоряжений официально никто не давал, но людей также не хотят класть в стационар даже в состоянии, которое может быть критическим. Об этом рассказывают и читатели "Комсомолки", и врачи подстанций скорой помощи. 
 
История 1.  "Взятка не повлияла на решение врача оставить Алину дома" 
 
В середине августа Алина М., проживающая в районе метро "Вокзальная", отравилась несвежим молочным продуктом: слегла с температурой, три дня мучилась диареей и рвотой. Когда женщина упала в обморок, муж Алексей вызвал скорую помощь. 
 
-  Доктор провел обычный осмотр:  давление померял, живот помял, в горло заглянул, дал подписать документы об осмотре и… собрался уезжать! На все вопросы Алексея отвечал, мол, нечего с таким диагнозом ехать в больницу, там и так все койки заняты, да и лечение не будет бесплатным, - вспоминает Алина. - Мы просили, предложили врачу деньги, но он стоял на своем. Только когда муж вышел из себя и стал угрожать, что напишет жалобу, меня согласились госпитализировать. 
 
В больнице Алина пробыла три дня, ее определили в инфекционное отделение. Платно обошлись лишь анализы и лекарства. За остальное семья принципиально денег никому не дала, хотя обычно старались докторов "благодарить". Алексей говорит, что до сих пор не отошел от случившегося. Ни одного вразумительного объяснения он так и не услышал! 
 
- Самое неожиданное лично для меня, что врач отказался везти Алю в больницу даже за взятку, - удивляется Алексей. - Раньше я не слышал, чтобы когда-либо отказывали в госпитализации, тем более при таких опасных симптомах, как температура, рвота и обморок. 
 
Юрист: "Отказывают в госпитализации? Ссылайтесь на законы!"
 
Рвота и температура бывают при многих болезнях, в том числе при гриппе и ОРВИ -  а их "сезон" уже не за горами. А ведь интоксикация и гипертермия (температура свыше 39 градусов) - одни из важнейших симптомов для направления в больницу. Так, инфекционист Александровской больницы Киева Людмила Минова рассказала "КП", что обширный интоксикальный синдром, лихорадка, рвота и головокружение могут быть причиной для госпитализации. Слова этого доктора соответствуют и нормам законодательства.
 
 -  Больных у нас кладут в стационар согласно Порядку организации медобслуживания и направления пациентов в заведения охраны здоровья, утвержденному приказом МОЗ №646 от 5 октября 2011 года. В нем сказано, что госпитализируют при наличии травм, отравлений или обострений хронических болезней, в случае необходимости в интенсивном лечении и присмотре, а также круглосуточной медицинской помощи отдельным категориям пациентов (беременным, детям и пр.), - комментирует юрист Павел Онищенко.
 
По закону поводом для госпитализации может быть любое острое состояние: резкое ухудшение здоровья с нарушением функций органов и систем, развитие болезни с гипертермической реакцией, интоксикацией, а также интенсивная боль любого происхождения. Врач не может отказать, если у пациента есть хотя бы один из перечисленных симптомов. Требования близких больного также имеют вес. 
 
История 2. Скорая не назначила лечение 80-летнему деду с воспалением легких
 
 Вторая история произошла в семье одного из сотрудников "КП" полторы недели назад. После непродолжительной простуды у  80-летнего тестя резко повысилась температура, начались лихорадка и бред. Приехавшая скорая констатировала: двустороннее воспаление легких. Врач сделала укол анальгина с димедролом и но-шпой. По поводу использования каждой из ампул был оформлен документ, который подписали родные старика. Но реальной помощи медики дедушке не оказали. 
 
- Врач сказала, что деда просто не возьмет ни один стационар. Советовать лекарство тоже не стала: оказывается, это могут принять за рекламу! - возмущен наш коллега Сергей. - Хотя под окнами круглосуточная аптека, и я мог бы купить все, что нужно. На все расспросы отвечали одно: вызывайте своего лечащего врача. Но на дворе было раннее утро воскресенья, поликлиника не работала, а номера мобилки доктора у меня нет! В итоге пришлось звонить каким-то знакомым, получать консультацию по телефону, уговаривать медсестру сделать укол антибиотика без направления…
 
Уколы сделали вовремя, и тесть Сергея остался жив, сейчас он пошел на поправку. Но главный вопрос остается открытым: кто несет ответственность за больного, если приезжает скорая, - прибывший врач, участковый или только родственники? Кто будет в ответе за смерть пациента, которого не принял стационар, которому не порекомендовали лекарство или медсестра отказалась сделать укол? Как говорится, спасение утопающих - дело рук самих утопающих. 
 
Медик: "Нам устраивают проверки и подставные вызовы" 
 
"Комсомолка" обратилась к главврачу Киевской станции скорой медицинской помощи Анатолию Вершигоре за объяснениями. Пока готовится и сверяется с юристами официальный ответ, мы позвонили рядовым медикам киевских подстанций скорой помощи.  Узнали немало интересного.
 
 - Мы действительно не можем рекомендовать лекарство, - говорит медсестра одной из подстанций Людмила. - Это должен делать лечащий врач, который знает всю историю больного, его склонности к аллергии и так далее. Наши доктора должны снять острое состояние, но, по возможности, проводить лечение на дому. В больницу везут детей, беременных, а также в случае потери сознания, при инфаркте и других опасных диагнозах. Причем больному же лучше, если диагноз он скажет сразу по телефону. Чем опаснее, тем больше шансов на нормально укомплектованную машину!
 
По словам Людмилы (девушка отказалась назвать свою фамилию, боится увольнения), врачей заставляют письменно отчитываться за каждый использованный препарат, привозить использованные ампулы. Еще устраивают проверки, делают специальные вызовы, чтобы убедиться, что обслуживание проводится должным образом. За "рекламу" лекарств, попытки сделать укол чем-то из аптеки, а не из арсенала скорой, могут лишить премии или оштрафовать. Ассортимент препаратов рассчитан на то, чтобы снять острое состояние, дальнейшее - дело участкового или врачей стационара. Однако, как видно из нашей второй истории, не всегда скорая может качественно помочь. Двустороннее воспаление легких - диагноз, при котором чем раньше начинается терапия, тем лучше. Сутки промедления могут закончиться трагично, тем более если речь идет о пожилом человеке… 
Бригада скорой должна снять острое состояние, а назначать лекарства и лечение - дело участкового врача. Фото: Иван Вислов ("КП" - Москва"). 
 
Обратите внимание
 
Полезные хитрости при вызове скорой
 
1 Иногда не грех и преувеличить симптомы: например, температуру тела. Если скажете, что она выше 39 градусов, то есть надежда, что машина прибудет быстрее, а госпитализация пройдет без проблем. Температура тела может повышаться и понижаться сама по себе, так что по прибытии врача вопросов возникнуть не должно.
 
2 Смело говорите о симптомах, которые кажутся вам незначительными или вызывают смущение: диарея, рвота, головокружение, помутнение сознания, приступы страха. Они могут свидетельствовать о развитии серьезных нарушений в организме. Например, страх бывает при стенокардии. Потому, скорее всего, пришлют кардиобригаду, укомплектованную мобильным аппаратом для проведения ЭКГ и соответствующим набором лекарств.
 
3 Назвать "страшный диагноз". Например, скажите, что подозреваете, будто у близкого человека инфаркт или отек легкого либо перечислите его хронические болезни и последствия их обострения.
 
4 Не подписывайте документов, пока не будете уверены, что вас услышали и помогут. Если бригада отказывает в госпитализации, а вы считаете, что это необходимо, грозите жалобами, обращением в городской департамент охраны здоровья. 
 
5 Запишите визит на диктофон, который есть практически в каждом мобильном, постарайтесь незаметно сделать снимки. В случае плохого обслуживания у вас будут доказательства.