20 декабря
Загрузить еще

Запрет рекламы лекарств приведет к расцвету коррупции

Запрет рекламы лекарств приведет к расцвету коррупции
Фото: Станет ли врач честнее, если только 8он будет источником информации о препаратах? Фото Thinkstock.

В ВР всеми силами протаскивают закон, запрещающий рекламу в СМИ. Между тем эта инициатива вызвала немало возмущений в обществе - ни эксперты, ни даже сами пациенты не понимают, чем перед народными избранниками провинилась именно реклама. Но, несмотря на общественный резонанс, голосовать по этому законопроекту собираются уже 5 июля. 

НАРУШАЯ ПРИНЦИПЫ ЛОГИКИ

В новом законопроекте предлагается полностью запретить рекламу лекарств, за исключением той, что размещается в специализированных изданиях, предназначенных для медицинских учреждений и врачей. Так, полагает законодатель, удастся снизить вред от самолечения. Но неправильные выводы приводят к принятию неправильных решений.

Все эксперты и по маркетингу, и по медицине в один голос утверждают, что реклама лекарственных препаратов решает только одну задачу - информировать людей о существовании конкретного препарата, и ее запрет не является значимым фактором в борьбе с самолечением. Это подтверждают и социологические исследования, которые показывают, что главенствуют при выборе лекарства рекомендация врача и личный опыт, а также советы фармацевтов и знакомых. По данным компании TNS Ukraine, лишь 3 процента украинцев делали выбор в пользу того или иного препарата под воздействием рекламы (см. диаграмму).

Специалисты и представители прессы не один раз призывали депутатов думать, к чему могут привести недальновидные решения. А перспективы в случае принятия закона печальны.

- Значительно сократятся доходы СМИ, уменьшатся тиражи, начнутся увольнения, многие массмедиа просто прекратят свое существование, как следствие - уменьшатся поступления в бюджет, - предупреждает глава УАИПП Алексей Погорелов. - Кроме того, средства от рекламы пойдут на "неофициальные" инструменты продвижения товара, то есть на вознаграждения для врачей и фармацевтов в аптеках, которые могут рекомендовать потребителям конкретное лекарственное средство. Снизится качество лекарств, вырастет уровень монополизации рынка и коррупции в медицине. Но вот на уровень самолечения все это никак не повлияет. 

НАМ НУЖНЫ ДРУГИЕ ЗАКОНЫ!

Попытаться понять желания депутатов можно - они хотят оградить социум от информации о медикаментах. Но в современном мире это невозможно - ведь у нас есть Интернет, фильтровать который не получится. Но соблазн избавиться хотя бы от одного канала информации очень велик. И вот вопрос: на чьей же стороне депутаты, кого на самом деле они стараются защищать?

Известно, что неинформированным и необразованным потребителем управлять просто. Если ты не знаешь, что есть аналог какого-то конкретного лекарства, то поверишь в искренность врача. Но разве это не у нас в поликлиниках и больницах назначают такие препараты, которые выгодно, а не те, которые в данный момент нужны больному? Зная, что есть и альтернатива, человек хотя бы задаст врачу вопрос: почему вы назначили это, а не то, и медикам придется объясняться. 

- Факторами, побуждающими прибегать к самолечению в Украине, выступают в первую очередь недоверие к системе здравоохранения, качеству обслуживания, отсутствие средств на лечение, невысокий уровень потребительской культуры относительно медицинских услуг и лекарственных средств, - отмечает Владимир Климчук, вице-президент Ассоциации производителей, разработчиков и операторов рынка специальных пищевых продуктов. - Лекарственные препараты - не алкоголь и не сигареты, поэтому запрет их рекламы не является оправданным. Для решения проблемы необходимо реформирование системы здравоохранения - введение стандартизации, формулярной системы, страховой медицины и реимбурсации (системы возмещения стоимости лечения).

Как видим, сегодня украинцам нужнее не столько игры с рекламой, сколько реальные реформы. Так почему же в ВР тратят время и силы на создание законопроектов, которые никак не влияют на благополучие людей? Почему нам только обещают страховую медицину, но не делают ничего для того, чтобы она заработала? Да потому, что появление такого контролера, как страховая компания, невыгодно. И невыгодно в первую очередь тем, кто заинтересован в росте доходов от продажи пилюль.

ЧТО ВЛИЯЕТ НА ВЫБОР МЕДПРЕПАРАТА 

35% рекомендации врача 

25% предшествующий личный опыт 

17% рекомендации аптекаря  

14% совет знакомых 

3% реклама 

6%  другое 

По данным компании TNS Ukraine