Такие вмешательства называют эндоваскулярными. Виртуозы кардиохирургии и детского отделения Национального института сердечно-сосудистой хирургии им. Н. М. Амосова умудряются поставить "заплатку" на перегородке между отделами сердца даже годовалым детям.
ДЕФЕКТЫ УСТРАНЯТ - ЧЕРЕЗ СОСУД
У трехлетней Софийки отверстие в перегородке, которая разделяет предсердия. Из-за этого много крови сбрасывается в правую половину сердца, легкие постоянно перекачивают слишком большой объем крови, и сердце девочки увеличивается в размерах. Самочувствие детей с таким дефектом ухудшается с каждым годом.
- Это самая распространенная аномалия - примерно 15% от всех врожденных патологий сердца, - рассказывает детский кардиохирург НИССХ им. Н. М. Амосова Богдан Черпак. - При таком диагнозе, как у Софийки, желательно сделать операцию до трех лет, пока еще нет необратимых изменений в сердце. И когда девочка вырастет, она сможет работать, рожать детей. А мальчики после такой операции даже смогут служить в армии.
Мы в операционной наблюдаем за действиями врачей. Детский кардиохирург Игорь Дитковский под контролем рентген-аппарата через кровеносный сосуд, расположенный на бедре, вводит Софийке катетер с имплантатом прямо в сердце. Девочка мирно посапывает - даже не вздрогнула, когда в ее сердце попал инородный предмет. На мониторе видно, как в руках хирурга раскручивается имплантат до нужного размера и закрывает брешь в межпредсердной перегородке с одной стороны. Потом врач перемещает инструменты в соседний отдел сердца, и вторая "заплатка" плотно ложится на отверстие в перегородке с другой стороны.
|
- Еще какое-то время мы ждем, чтобы убедиться, что отверстие закрыто плотно, - поясняет Игорь Дитковский. - И только после этого удаляем инструменты из сердца девочки. На все манипуляции уходит минут 20-30, через час-два девочку переведут в палату, а завтра малышка отправится домой. После таких операций не остаются на грудной клетке уродливые шрамы. И нашей Софийке об операции будет напоминать лишь едва заметное пятнышко размером 3 мм на ножке. Замечательно и то, что имплантаты на 100% биологически совместимы - отторжений не бывает, менять их не требуется. Со временем они покрываются собственными клетками пациента и не отличаются от тканей перегородки.
Раньше подобные пороки устраняли только хирургически. Операции продолжались по 5-6 часов, все это время ребенок находился под глубоким наркозом, ему делали большой разрез (вскрывали грудную клетку) и останавливали сердце. Потом еще 12 дней пациент находился в стационаре, а это огромный риск подхватить инфекцию. И еще до шести месяцев ребенок нуждался в реабилитации, пока заживали швы. При эндоваскулярной операции всего этого не бывает.
|
ЧЕРЕЗ 20 ЧАСОВ - ДОМОЙ
Еще одна пациентка киевских врачей - 4-летняя Света Саусь. На следующий после операции день общительная девочка уже не сидела на месте. Когда она очередной раз вприпрыжку показалась из-за поворота коридора, папа сумел ее подхватить на руки для фото. Невозможно поверить, что еще вчера эта малышка лежала на операционном столе, как Софийка, а сегодня ее выписывают. Только дефект у Светы другой - у нее был открытый артериальный проток (патологический сосуд соединял аорту и легкие). Но его благополучно закрыли, и теперь все у девочки будет хорошо.
- Мы так счастливы, что попали одними из первых на эту бесплатную программу, - рассказывает счастливый папа Дмитрий Саусь. - Светочка - наш первенец, и мы как узнали, что ей требуется операция за 25 тысяч гривен, бросились брать кредит, занимать деньги у родственников. Но нам повезло: операцию сделали бесплатно.
НА ЗАМЕТКУ
150 детям поставят имплантаты бесплатно
Новейшие эндоваскулярные технологии в детском отделении освоили недавно - всего сделали пока около 350 операций с имплантациями. Они достаточно затратные (20-40 тысяч гривен на одно вмешательство). До сих пор такие операции проводились за счет спонсоров или родителей. Но в этом году Национальная академия медицинских наук выделила НИССХ им. Н. М. Амосова средства на 150 операций для детей.