"Комсомолка" публикует некоторые мнения.
ОБ ОСНАЩЕНИИ И БЕСПРАВИИ
Николай КУРЬЯНОВ, врач Киевской станции скорой медицинской помощи:
- Прочитал приказ Минздрава, к слову, принятый еще в 2008 г., о том, чем должна быть обеспечена бригада скорой. Увы, примерно треть этого списка нам все еще недоступна.
Например, носилки-кресло. Они нужны, чтобы нести пациента в вертикальном положении. Мы же берем стул, усаживаем на него человека и как-то его несем. Это неудобно и нецивилизованно! Мы мучаемся сами и мучаем пациента. Каталки, которые у нас есть, просто ужасны - у них отваливаются колеса, а механизм сработался настолько, что их использование чревато травмами для пациентов.
Также роскошь для нас - аппарат для искусственной вентиляции легких, портативный дефибриллятор, который одновременно может следить за сердечным ритмом и делать ЭКГ, трубка для интубации, стерильные перчатки, штатив для емкостей с растворами для капельниц (банки крепим к потолку машины бинтами - та еще картина), средства для оказания помощи детям. Я уже не говорю о лекарствах и таких простых вещах, как одноразовые простынки, которыми можно накрыть каталку, и пакеты для рвотных масс. И это только маленькая часть того, чего у меня нет.
Представьте себе, что рабочий пришел на завод, а у него нет станка и инструментов, но начальник требует выполнять план. Примерно в такой ситуации находимся мы, врачи. От нас требуют высокого уровня медицинских услуг, но не дают ничего, что помогло бы нам это делать.
Уже минуло 4 года, как принят этот приказ, а мы все еще не имеем всего необходимого для спасения людей.
Как могу судить по своему опыту, врач скорой - самый бесправный и незащищенный. Нам постоянно приходится выезжать к пьяным и тем, кто находится под действием наркотиков. Эти люди ведут себя неадекватно. Некоторые мои коллеги получали ножевые ранения, кого-то избивали так, что приходилось лечиться в больнице. Да и у меня самого было немало случаев, когда пьяные пациенты пытались подраться. Защиты на такой случай у нас нет никакой. Кроме разве что мобильника, по которому мы за свой счет звоним в милицию. А потом еще и начальство отчитывает за то, что на вызове задержались.
Еще беда - наши больницы. Врачи приемных отделений всеми правдами и неправдами стараются избавиться от пациентов, которых мы к ним привозим. У меня был неприятный случай с роженицей. Забрали женщину, винничанку, возле американского консульства. Поскольку она не киевлянка, связались с отделом госпитализации (эта служба решает, каких пациентов и куда везти), и нас отправили в первый роддом. Но там врач категорически отказался принимать женщину, дескать, она не из столицы, везите куда хотите. Уговоры на врача не действовали. Чуть до драки не дошло. И женщину до слез довели, а ее уже никуда нельзя везти - роды в самом разгаре. К счастью, после долгих споров пациентку приняли. Но разве это дело, что бригада скорой тратит столько времени на уговоры в больницах? Вы можете себе такое представить в госпитале любой другой страны мира?
О ПРОБКАХ И ТЕХОБСЛУЖИВАНИИ
Николай ОБМЕЛЬКО, водитель с 40-летним стажем:
- От нас требуют приезжать на вызов за 10 минут. Мы же все время стоим в пробках (в том числе тех, что создают правительственные кортежи). Даже когда включаем сирену, нас никто не пропускает. Бывает и ГАИ рядом, но им нет дела до того, что скорая не может проехать. Поэтому прибываем иногда с большим опозданием. После такого остаются неприятные ощущения - перед пациентом неудобно…
Техника вся устаревшая, просроченная, часто ломается. Чинить приходится за свой счет. Чтобы машина работала, мы сами покупаем запчасти, сами ремонтируем, а в наших мастерских - бардак… Раньше хоть собрания проводились, обсуждали, что-то начальники думали, искали. А теперь никому нет дела до того, в каких условиях люди работают. Я уже как-то доработаю до пенсии, а вот как молодым дальше с этим быть?
О МАШИНАХ И ДОРОГАХ
Анатолий БЕЗПАЛЫЙ, врач 11-й столичной подстанции:
- У нас с медикаментами неплохо, кардиографы старенькие пока работают, поборов нет, а вот автомобильный парк "убитый". Работать на таких машинах просто невозможно. Особенно отравляют жизнь "Фотоны" и "Фениксы" китайского производства. Ездить на таких машинах и для здорового человека - настоящее испытание. А что говорить о лежачих пациентах? Как можно перевозить роженицу или пациента с острой хирургической патологией по нашим дорогам, если машина абсолютно без амортизации? Кто-то на китайские грузовики прицепил будку и назвал скорой помощью.
В нашем автопарке есть и хорошие автомобили - "Форды", например. Но вот сломался один и стоит с декабря прошлого года на приколе. Денег на его дорогущий ремонт нет. Вообще половина из 12 машин нашей подстанции стоят на ремонте.
О МАШИНАХ И ОБОРУДОВАНИИ
КОМПЕТЕНТНО
Лариса КАНАРОВСКАЯ, председатель совета Киевского городского профсоюза работников здравоохранения:
"Этот геноцид пора прекратить!"
- Киевской скорой в этом году 110 лет, но в таком ужасном состоянии она еще никогда не была. Сегодня нет нормальных машин, а у врачей элементарных средств защиты. Медики работают в крайне тяжелых условиях. В год со скорой случается более сотни ДТП. У нас на многомиллионный город всего одна больница скорой помощи и та на Левом берегу. Как ушел Омельченко, инфраструктура здравоохранения не улучшалась, мы ничего не строили.
Геноцид врачей в столице начался при Черновецком. Вместо того чтобы обеспечить медучреждениям нормальное финансирование, нас обзывали взяточниками, гнали на детектор лжи... Тогда начался большой отток врачей и продолжается сейчас. У нас множество бюро по набору медиков для работы за рубежом. И зарплаты несоизмеримые - в Словакии 2,5 тысячи евро, в Германии - 3,5 тысячи, в Израиле - 3 тысячи, в России в Москве - больше тысячи, а в Питере - более 700 евро.
Так что для нас, если хотим сохранить медицину, выход только один - прекратить геноцид медиков, пойти на резкое увеличение зарплат и выдачу служебного жилья.
В ТЕМУ
"Нас плохо лечат, потому что мы не защищаемся"
- К сожалению, сегодня многие украинцы просто не знают своих прав и не умеют ими пользоваться, - считает руководитель юридического бюро Южного украинского центра по правам граждан в здравоохранении, доктор медицинских наук Александр АНГЕЛОВ. - Сегодня по существующим правовым нормам можно добиться компенсации за причиненный ущерб здоровью. Только люди не спешат подавать иски.
ВЗГЛЯД С 6-го ЭТАЖА
Врачи и пациенты, объединяйтесь!
Поступок Николая Курьянова взбудоражил не только медицинское сообщество. Читатели нашего сайта живо обсуждали событие, делились своим опытом лечения, говорили о том, почему все так плохо. В общем, все одобрили инициативу Николая. Но ведь один в поле не воин.
Может, лучше писать не только отклики на сайте, но и жалобы прокурорам и чиновникам, как это сделал доктор киевской скорой? Мы имеем право требовать от депутатов, правительства и чиновников, чтобы они качественно выполняли свои трудовые обязательства. Как и наши работодатели требуют этого от нас.