23 ноября
Загрузить еще

Здоровье ребенка - 
здоровое питание

Здоровье ребенка - 
здоровое питание
Фото: «Подкованные» первоклашки отдают предпочтение полезным продуктам, а употребление вредных сводят к минимуму.

 В этой связи учебный курс по здоровому питанию, разработанный по инициативе компании "Бель Шостка Украина", выглядит особенно актуально. О том, насколько важно вырастить из наших детей грамотных потребителей, украинские эксперты рассказали в ходе круглого стола в "Комсомолке".

Социальная проблема

- Почему здоровье детей ухудшается, и наблюдается ли подобная картина в других странах?

Валентина Мисник:- Не думаю, что это сугубо украинская проблема. Распространение фастфуда, неблагоприятная экология, препараты, ускоряющие рост растений, чрезмерное увлечение детей компьютером, малоподвижный образ жизни - все эти факторы, негативно сказывающиеся на здоровье, характерны не только для Украины.

- То есть здоровье детей не является сугубо медицинской проблемой?

Виктор Неделько:- На мой взгляд, здоровье - не столько медицинская проблема, сколько социальная. Сегодня мы наблюдаем резкое снижение здоровья детей всех возрастных групп, включая новорожденных. При этом чем старше дети, тем хуже их здоровье. Мы проанализировали: если в младших классах здоровых детей 27%, то к окончанию школы их число снижается до 18%.

- Одним из главных факторов, обеспечивающих такую негативную динамику, является неправильный образ жизни, в первую очередь неправильное питание. Школа информирует детей о роли здорового питания в качестве жизни?

Роман Гладковский:- Министерством образования в этом направлении сделано много. Во-первых, в разрабатываемых сейчас программах "здравоохранительные  технологии" заложены в каждом предмете - например, предусмотрены специальные упражнения во время уроков, чтобы нагрузка была меньше. Внедряется обязательный учебный курс "Основы здоровья", из которого можно будет узнать не только о том, как сохранить собственное здоровье, но и о том, как избежать опасных ситуаций в повседневной жизни. Также в рамках концепции потребительского образования при поддержке общественных организаций из ЕС с 2008 года введен курс по выбору "Основы потребительских знаний", с помощью которого дети учатся выбирать качественные товары и услуги, формируется культура сознательного потребительского поведения. Логическим продолжением стало внедрение в 1-4-х и 5-7-х классах учебного курса по выбору "Здоровье ребенка - здоровое питание", разработанного по инициативе компании "Бель Шостка Украина".

Малыши "путешествуют", пятиклашки учатся по комиксам

Наталья Фесюн:- Сегодня мало быть экспертами и производить качественные продукты - нужно еще и помогать воспитывать у подрастающего поколения стремление к здоровому образу жизни. Понимание этого мы легко нашли у Минобразования, Центра потребительских инициатив (ЦПИ), педагогов, благодаря чему с нуля разработали уроки здорового питания для начальной школы. Пилотный проект проходил в городе Шостка - оказалось, все 10 местных школ готовы принять в нем активное участие!

И школьники, и учителя быстро включились в работу: нас приглашали на открытые уроки, тематические выставки, импровизированные концерты. К акции подключились школы Донецка, Мариуполя, Макеевки, Киева, Киевской и Сумской областей, Крыма. Сегодня в программе участвуют около 200 школ, и ежедневно нам звонят с просьбой предоставить материалы.

- Видимо, ваши разработки действительно очень интересны…

Н. Ф.: - В комплекс материалов входят методические рекомендации для учителей, подборка необходимой литературы и рабочие тетради для детей. Для того чтобы разговаривать с младшими школьниками на понятном им языке, мы разработали рабочую тетрадь "Подорож країною здоров’я", в которой дети "путешествуют", как любимые сказочные персонажи, по остановкам "Витаминная", "Молочная", "Полезная", "Продуктовая", "Потребительская". По окончании путешествия все детки становятся чемпионами - ведь они получают 5 медалек за все 5 остановок!

Для 5-7-х классов мы уже разработали материалы рабочих тетрадей в виде веселых комиксов, что соответствует возрастным особенностям этих детей.

- Как отнеслись к проекту учащиеся?

Ирина Панченко: - Вся школа буквально жила путешествием по стране здоровья! Дети пробовали себя в роли маркетологов, создавая упаковки йогуртов, сметаны, соков, потом увлеклись созданием "запрещенных знаков" для вредной еды. А в нашей столовой можно было услышать: "А почему ты кашу не ешь? Это же основа пирамиды питания!"

Важно, что детям не говорится, что данный продукт нельзя есть никогда. Мы учим их отдавать предпочтение полезным продуктам, а употребление вредных свести к минимуму. Все дети любят сладости, но "подкованные" первоклашки понимают, что сладости находятся на вершине пирамиды питания, значит, их нужно есть совсем немного.

Удивил проект и родителей. В супермаркетах шестилетние малыши первым делом смотрели на срок годности, наличие в составе "Е-шек" и объясняли мамам и папам, почему, например, нельзя покупать консервы в помятых банках.

Проект заинтересовал и детей, и специалистов

- Как видно, данный проект является скорее социальным, нежели коммерческим. ЦПИ подключился к работе не раздумывая?

Оксана Овчарук:- БО ЦПИ и Институт информационных технологий и средств обучения НАПН Украины поддержали инициативу сразу, ведь наша работа направлена на поддержку решения проблем в сфере качества потребления товаров и услуг. А дети сегодня - самые активные потребители рекламы, особенно продуктов в яркой привлекательной упаковке.

К вышесказанному добавлю, что "Бель Шостка Украина" несколько лет поддерживает всеукраинский конкурс для школьников "Молодежь тестирует качество", в ходе которого участники приобщаются к сознательному выбору через практику. В этом году конкурс заканчивается 20 апреля. Самые интересные работы будут опубликованы и отмечены призами. Важно, что такие инициативы поддерживают образовательные структуры, производители, общественные организации, которые, объединившись, могут немало сделать для изменения отношения к потреблению.

- Благодаря чему проект состоялся и что вам запомнилось больше всего?

Н.Ф.:- Проект оказался живым и интересным для преподавателей и специалистов, детей и родителей. Что касается интересных ситуаций, их была масса! Дети играли роли продавцов и покупателей в супермаркетах, готовили и украшали блюда - это было увлекательно! Запомнился момент, когда в одной из школ дети нас назначили экспертами. Мне дали четыре вида сыра и попросили, как представителя "Бель Шостка Украина", определить "свой" продукт. К счастью, я хорошо знаю все наши продукты, поэтому с задачей справилась!

- Вы намерены продолжать проект?

Н.Ф.: - Конечно, ведь, во-первых, мы видим результаты и интерес, а во-вторых, в ходе его реализации появилась масса инструментов. В Шостке прошел городской фестиваль здорового питания, открылась выставка здорового питания в Сумах. Также в Шостке появилась кулинарная телепрограмма, на которую дети присылают рецепты, а потом сами в студии готовят здоровые и полезные блюда. Об этом я могу говорить бесконечно, но все же главное заключается в том, что мы даем детям такой инструмент, как знания, который поможет им быть ответственными потребителями.

УЧАСТНИКИ ОБСУЖДЕНИЯ

  Наталья Николаевна ФЕСЮН, директор по связям с общественностью ПАО "Бель Шостка Украина".
Ирина Павловна ПАНЧЕНКО, учитель начальных классов специализированной школы-детсада "Лісова казка" (г. Киев).
Роман Васильевич ГЛАДКОВСКИЙ, главный специалист Департамента общего, среднего и дошкольного образования Министерства образования и науки, молодежи и спорта Украины.
Оксана Васильевна ОВЧАРУК, зав. отделом педагогических инноваций ИИТСО Национальной академии педагогических наук Украины, БО "Центр потребительских инициатив", канд. пед. наук.
Виктор Петрович НЕДЕЛЬКО, д.м.н., профессор, заведующий отделом научных проблем охраны здоровья матери и ребенка НИИ ПАГ НАМН Украины, заслуженный врач Украины.
Валентина Петровна МИСНИК, к.м.н., ведущий научный сотрудник отдела проблем питания и соматической патологии детей раннего возраста ГУ педиатрии, акушерства и гинекологии НАМН Украины.