В этой связи учебный курс по здоровому питанию, разработанный по инициативе компании "Бель Шостка Украина", выглядит особенно актуально. О том, насколько важно вырастить из наших детей грамотных потребителей, украинские эксперты рассказали в ходе круглого стола в "Комсомолке".
Социальная проблема
- Почему здоровье детей ухудшается, и наблюдается ли подобная картина в других странах?
Валентина Мисник:- Не думаю, что это сугубо украинская проблема. Распространение фастфуда, неблагоприятная экология, препараты, ускоряющие рост растений, чрезмерное увлечение детей компьютером, малоподвижный образ жизни - все эти факторы, негативно сказывающиеся на здоровье, характерны не только для Украины.
- То есть здоровье детей не является сугубо медицинской проблемой?
Виктор Неделько:- На мой взгляд, здоровье - не столько медицинская проблема, сколько социальная. Сегодня мы наблюдаем резкое снижение здоровья детей всех возрастных групп, включая новорожденных. При этом чем старше дети, тем хуже их здоровье. Мы проанализировали: если в младших классах здоровых детей 27%, то к окончанию школы их число снижается до 18%.
- Одним из главных факторов, обеспечивающих такую негативную динамику, является неправильный образ жизни, в первую очередь неправильное питание. Школа информирует детей о роли здорового питания в качестве жизни?
Роман Гладковский:- Министерством образования в этом направлении сделано много. Во-первых, в разрабатываемых сейчас программах "здравоохранительные технологии" заложены в каждом предмете - например, предусмотрены специальные упражнения во время уроков, чтобы нагрузка была меньше. Внедряется обязательный учебный курс "Основы здоровья", из которого можно будет узнать не только о том, как сохранить собственное здоровье, но и о том, как избежать опасных ситуаций в повседневной жизни. Также в рамках концепции потребительского образования при поддержке общественных организаций из ЕС с 2008 года введен курс по выбору "Основы потребительских знаний", с помощью которого дети учатся выбирать качественные товары и услуги, формируется культура сознательного потребительского поведения. Логическим продолжением стало внедрение в 1-4-х и 5-7-х классах учебного курса по выбору "Здоровье ребенка - здоровое питание", разработанного по инициативе компании "Бель Шостка Украина".
Малыши "путешествуют", пятиклашки учатся по комиксам
Наталья Фесюн:- Сегодня мало быть экспертами и производить качественные продукты - нужно еще и помогать воспитывать у подрастающего поколения стремление к здоровому образу жизни. Понимание этого мы легко нашли у Минобразования, Центра потребительских инициатив (ЦПИ), педагогов, благодаря чему с нуля разработали уроки здорового питания для начальной школы. Пилотный проект проходил в городе Шостка - оказалось, все 10 местных школ готовы принять в нем активное участие!
И школьники, и учителя быстро включились в работу: нас приглашали на открытые уроки, тематические выставки, импровизированные концерты. К акции подключились школы Донецка, Мариуполя, Макеевки, Киева, Киевской и Сумской областей, Крыма. Сегодня в программе участвуют около 200 школ, и ежедневно нам звонят с просьбой предоставить материалы.
- Видимо, ваши разработки действительно очень интересны…
Н. Ф.: - В комплекс материалов входят методические рекомендации для учителей, подборка необходимой литературы и рабочие тетради для детей. Для того чтобы разговаривать с младшими школьниками на понятном им языке, мы разработали рабочую тетрадь "Подорож країною здоров’я", в которой дети "путешествуют", как любимые сказочные персонажи, по остановкам "Витаминная", "Молочная", "Полезная", "Продуктовая", "Потребительская". По окончании путешествия все детки становятся чемпионами - ведь они получают 5 медалек за все 5 остановок!
Для 5-7-х классов мы уже разработали материалы рабочих тетрадей в виде веселых комиксов, что соответствует возрастным особенностям этих детей.
- Как отнеслись к проекту учащиеся?
Ирина Панченко: - Вся школа буквально жила путешествием по стране здоровья! Дети пробовали себя в роли маркетологов, создавая упаковки йогуртов, сметаны, соков, потом увлеклись созданием "запрещенных знаков" для вредной еды. А в нашей столовой можно было услышать: "А почему ты кашу не ешь? Это же основа пирамиды питания!"
Важно, что детям не говорится, что данный продукт нельзя есть никогда. Мы учим их отдавать предпочтение полезным продуктам, а употребление вредных свести к минимуму. Все дети любят сладости, но "подкованные" первоклашки понимают, что сладости находятся на вершине пирамиды питания, значит, их нужно есть совсем немного.
Удивил проект и родителей. В супермаркетах шестилетние малыши первым делом смотрели на срок годности, наличие в составе "Е-шек" и объясняли мамам и папам, почему, например, нельзя покупать консервы в помятых банках.
Проект заинтересовал и детей, и специалистов
- Как видно, данный проект является скорее социальным, нежели коммерческим. ЦПИ подключился к работе не раздумывая?
Оксана Овчарук:- БО ЦПИ и Институт информационных технологий и средств обучения НАПН Украины поддержали инициативу сразу, ведь наша работа направлена на поддержку решения проблем в сфере качества потребления товаров и услуг. А дети сегодня - самые активные потребители рекламы, особенно продуктов в яркой привлекательной упаковке.
К вышесказанному добавлю, что "Бель Шостка Украина" несколько лет поддерживает всеукраинский конкурс для школьников "Молодежь тестирует качество", в ходе которого участники приобщаются к сознательному выбору через практику. В этом году конкурс заканчивается 20 апреля. Самые интересные работы будут опубликованы и отмечены призами. Важно, что такие инициативы поддерживают образовательные структуры, производители, общественные организации, которые, объединившись, могут немало сделать для изменения отношения к потреблению.
- Благодаря чему проект состоялся и что вам запомнилось больше всего?
Н.Ф.:- Проект оказался живым и интересным для преподавателей и специалистов, детей и родителей. Что касается интересных ситуаций, их была масса! Дети играли роли продавцов и покупателей в супермаркетах, готовили и украшали блюда - это было увлекательно! Запомнился момент, когда в одной из школ дети нас назначили экспертами. Мне дали четыре вида сыра и попросили, как представителя "Бель Шостка Украина", определить "свой" продукт. К счастью, я хорошо знаю все наши продукты, поэтому с задачей справилась!
- Вы намерены продолжать проект?
Н.Ф.: - Конечно, ведь, во-первых, мы видим результаты и интерес, а во-вторых, в ходе его реализации появилась масса инструментов. В Шостке прошел городской фестиваль здорового питания, открылась выставка здорового питания в Сумах. Также в Шостке появилась кулинарная телепрограмма, на которую дети присылают рецепты, а потом сами в студии готовят здоровые и полезные блюда. Об этом я могу говорить бесконечно, но все же главное заключается в том, что мы даем детям такой инструмент, как знания, который поможет им быть ответственными потребителями.
УЧАСТНИКИ ОБСУЖДЕНИЯ
Наталья Николаевна ФЕСЮН, директор по связям с общественностью ПАО "Бель Шостка Украина". | |
Ирина Павловна ПАНЧЕНКО, учитель начальных классов специализированной школы-детсада "Лісова казка" (г. Киев). | |
Роман Васильевич ГЛАДКОВСКИЙ, главный специалист Департамента общего, среднего и дошкольного образования Министерства образования и науки, молодежи и спорта Украины. | |
Оксана Васильевна ОВЧАРУК, зав. отделом педагогических инноваций ИИТСО Национальной академии педагогических наук Украины, БО "Центр потребительских инициатив", канд. пед. наук. | |
Виктор Петрович НЕДЕЛЬКО, д.м.н., профессор, заведующий отделом научных проблем охраны здоровья матери и ребенка НИИ ПАГ НАМН Украины, заслуженный врач Украины. | |
Валентина Петровна МИСНИК, к.м.н., ведущий научный сотрудник отдела проблем питания и соматической патологии детей раннего возраста ГУ педиатрии, акушерства и гинекологии НАМН Украины. |