ДУМАЛИ, ЖЕЛТУХА…
Трехлетний Кристиан гоняет по коридорам знаменитого киевского Института им. Шалимова. Отец еле удерживает сына за руку. Героем этого ребенка можно назвать совершенно заслуженно, ведь, когда малышу было всего 5 месяцев, он перенес очень рискованную операцию по пересадке печени. После таких вмешательств даже взрослые могут не выжить.
- Родился Кристиан совершенно нормальным здоровым мальчиком. Но через несколько месяцев заболел. Кожа была вся желтая - сразу ясно, что печень не в порядке. Мы сначала поехали в районную больницу в Мукачево (семья живет в закарпатском селе, недалеко от этого райцентра. - Авт.), - рассказывает мама пациента Моника Береш. - Предполагали, что это просто желтуха, но все оказалось намного серьезнее.
Мукачевские медики тут же отправили малыша и родителей в Киев. «Больничный тур» начался в Охматдете - именно там выяснилось, что без трансплантации не обойтись. Кристиана отвезли в Институт хирургии и трансплантологии имени Шалимова.
- В 2008 году, когда к нам обратилась семья Кристиана, у нас не было опыта проведения трансплантаций у малышей. Он стал самым младшим пациентом в Украине, который перенес подобное вмешательство. В мире, конечно, есть примеры, когда пересадки делали и младшим детям, но для Украины это настоящий рекорд, - вспоминает врач-трансплантолог, доктор медицинских наук, один из родоначальников этой медицинской сферы в Украине Олег Котенко. - Ребенок был очень тяжелый. На фоне билиарной атрезии (сложная патология желчевыводящих путей) и печеночной недостаточности у него начался цирроз и сепсис. Без пересадки мальчик просто погиб бы.
«КОГДА МЫ ВИДЕЛИ МУЧЕНИЯ СЫНА - СОМНЕНИЯ ОТСТУПАЛИ»
Не дожидаясь худшего сценария, врачи взяли анализы у родителей, и, к счастью, в качестве донора подошел отец Кристиана, Эдмонд Береш.
- Это было сложное решение. Мы понимали, что риску подвергаются сразу две жизни. Но и я, и муж понимали: сына нужно спасать. Когда ты видишь своего ребенка под капельницами, подключенного к разным аппаратам, плачущего от уколов, все сомнения сразу уходят, - делится Моника.
- При таких вмешательствах нет стопроцентной гарантии результата. Взрослых оперировать проще, поскольку у них уже сформирована сосудистая система и после сшивания вен и артерий меньше риск осложнений. У ребенка же артерии по миллиметру в диаметре, и нужно быть очень аккуратным, чтобы избежать послеоперационных проблем, - говорит Олег Котенко.
На удивление Кристиан уже через несколько месяцев был в полном порядке. Отец, отдавший малышу часть своей печени, отделался послеоперационной грыжей и сильным стрессом.
- Сейчас оба практически здоровы. Кристиан - нормальный ребенок, в свои 3 года уже старается мне помогать по хозяйству. Конечно, бережем его, в детсад не водим. Врачи говорят, что в закрытых коллективах можно подхватить инфекцию, а это для сына очень опасно, - рассказывает мама.
После трансплантаций пациенты вынуждены пожизненно принимать иммуносупрессанты - препараты, которые препятствуют отторжению донорского органа. Организм становится уязвимым для разных бактерий и вирусов, которые могут свести на нет все старания врачей. Тем не менее Кристиана уже сейчас можно назвать настоящим счастливчиком. Для него нашелся донор. Наши врачи готовы делать подобные операции, но, увы, далеко не все пациенты сейчас доживают до получения нужного органа. Ведь часто родственники в этом качестве не подходят. А иное донорство в нашей стране отсутствует.