24 ноября
Загрузить еще

Профессор Юрий БАНДАЖЕВСКИЙ: «Украинцы облучались еще до Чернобыля, 
поэтому теперь так часто болеют»

Профессор Юрий БАНДАЖЕВСКИЙ: «Украинцы облучались еще до Чернобыля, 
поэтому теперь так часто болеют»

ПОЧЕМУ ЯПОНЦЫ ЖИВУТ ДОЛГО, А МЫ ВЫМИРАЕМ?

- Почему атомная бомбардировка в Хиросимы и Нагасаки не привела к таким катастрофическим последствиям как Чернобыль для нас? Почему мы вымираем, а в Японии так много долгожителей?..

- Сама ситуация разная, да и отношение к проблеме другое. В Японии было значительное внешнее излучение. Они быстро изолировали очаг и обеспечили свое население чистыми продуктами. Ни до, ни после бомбежки люди там не получали в таких количествах инкорпорированные радионуклиды, какие получали и продолжаем получать мы. Население европейской части бывшего СССР задолго до чернобыльской аварии начало контактировать с радиацией. Где-то с 1960-х годов.

- И откуда это излучение пришло?

- Существуют разные мнения  на этот счет. Одно из них - после наземных экспериментальных атомных взрывов. Наиболее сильно пострадали Прибалтика, Беларусь и север Украины. Этот факт зафиксировали ученые из Института биофизики при Министерстве здравоохранения СССР. Данные исследований изложены в книге   Марей А.Н.,Бархударов Р.М., Новикова Н.Я.«Глобальное выпадение цезия-137  и человек», изданной в 1974 году  (см. документы на сайте kp.ua). Причем авторы отмечали, если будут еще какие-то радиационные воздействия на население  Полесья, нужно срочно принимать меры. Однако Чернобыль пришел, все заблокировали и начали отсчет с нулевой точки. А какой нуль, когда люди уже получили такие дозы? Но информацию скрыли. Людей  убеждали, что Чернобыль - первое воздействие радиации на население. То есть использовалась заведомо ложная позиция при расчете коллективных доз.

- На ваш взгляд, рассчитанные нормы безопасны для людей?

- Конечно нет.  Те радиационно допустимые уровни, которые  установлены  государством, разрешают поступление в организм людей значительных количеств радионуклидов. Кроме того, существующая сегодня  система определения радионуклидов в продуктах питания далека от совершенства. Если брать радиометр и водить сверху по продуктам питания, как это иногда делают перед телевизионными камерами, – спектакль.  Определять  количество радионуклидов   в продуктах  следует  в специальных камерах, со специальным оснащением. Только тогда можно, более и  менее,  точно  говорить о количестве радионуклидов.

Нормы радиации для продуктов питания  в радиационной зоне– совершенный бред. Что такое норма? Например, в молоке радиоцезия не может быть больше чем сто беккерелей на литр. Если 99 – вам скажут норма, а вы уже получаете дозу. Маленький ребенок, выпивающий за день два литра молока, получит 180 беккерелей. При весе в шесть килограммов - это 30 беккерелей на килограмм всего за два дня. А если год пить такое молоко, какие дозы получаются!

В свое время, когда я был ректором Гомельского мединститута, у нас была радиометрическая лаборатория, приобрели установки  кресла для определения радионуклидов в организме человека. Мы обследовали много людей в разных точках Беларуси, в том числе и чистых. Например, Гродно, проверяли  детей из детских садов 3-6 лет. Оказалось, что у них в организме по 30 беккерелей на килограмм, столько же, сколько у детей, живущих в центре Гомеля.

- Откуда такие дозы в регионах, куда радиоактивное облако не дошло?

- Мы же знаем, что советские власти делали… Брали радиоактивное мясо, которое надо было уничтожить, складывали в поезда и увозили на мясокомбинаты, смешивали с чистым мясом и распределяли по всем регионам. В итоге значительные дозы радиации получили даже те, кто живет очень далеко от АЭС.

СМЕРТЬ ОТ СЕРДЕЧНЫХ БОЛЕЗНЕЙ – ТОЖЕ ПОСЛЕДСТВИЕ ОБЛУЧЕНИЯ

- Внешнее воздействие радиации оказалось не столь катастрофичным, как представлялось нам в первые дни после аварии. Совсем другое влияние радионуклидов на внутренние органы. Вы утверждаете, что даже небольшие дозы могут вызвать необратимые процессы в организме.

- Многие удивляются, почему после аварии так сильно выросло число случае рака щитовидки. Сначала думали, что это влияние радиоактивного йода. Специалисты Гомельского медицинского университета доказали что не только йод проникает в щитовидную железу. Пагубное действие йод оказывает, если в железе есть радиоцезий. А в организме жителей Полесского региона данный радионуклид поселился еще до Чернобыля. Именно поэтому такие страшные последствия.

Кроме того, радиоцезий блокирует энергетические процессы в организме человека - это его коронное свойство. В итоге от нехватки кислорода и питательных веществ страдают все органы. Особенно чувствительна сердечнососудистая система.

Первый признак такого влияния - нарушение сердечного ритма. Чем больше радиоцезия накопила сердечная мышца, тем значительнее поражения. Отсюда высокая заболеваемость и высокая сердечная смертность. Люди с трудом доживают до 50 лет.

ИЗ-ЗА  РАДИОЦЕЗИЯ ЛЮДИ НЕ СМОГУТ РАЗМНОЖАТЬСЯ

- Мы проанализировали массу сведений за последние годы, и видим, что радионуклиды и особенно  цезий-137 являются провокаторами генетических отклонений. В экспериментах на сирийских хомячках были показаны ярко выраженные пороки строения черепа, глаз, центральной нервной системы, мозга, сердца, желудочно-кишечного тракта и почек. Данные исследования во многом объясняют возросшую частоту врожденных пороков развития у детей, которую регистрируют сейчас в Беларуси. За последние восемь лет - рост в два раза!

Если в развивающемся организме имеется предрасположенность к возникновению пороков развития, то радиоцезий их обязательно спровоцирует, что приведет к отклонениям и гибели плода на самых ранних стадиях развития. Если в первые две недели, когда женщина еще не понимает, что беременна, в клетках отмечаются  генетические дефекты, то зародыш,  в ряде случаев, погибнет и будет естественное прерывание беременности. Внешне происходит задержка месячных, а потом - обильное кровотечение. С такими симптомами наша женщина даже к врачу не пойдет.

- В ваших трудах также говорится о больших проблемах с репродуктивной системой?

- Мы проводили полевые исследования с измерением гормонального статуса девочек Буда-Кошелевского района. Выяснилось, что в определенной стадии цикла, где должны быть одни гормоны, преобладали другие, что говорит об извращенном эндокринном обмене. А это и есть причина снижения либидо и бесплодия.

УЧИТЬ БЕЗОПАСНОСТИ НАДО С ДЕТСТВА

- У нас ситуация такая, что население испаряется как снег весной, - продолжает профессор. - Принято все списывать на неправильный образ жизни. Умер человек, говорят, он выпивал и курил. Забывая, что вредные привычки лишь усугубляют  процессы, вызванные очень мощным внешнесредовым факторов, каким является радиационный фактор, которые, увы, часто остаются незамеченными медиками. Сейчас вопрос индивидуальной противорадиационной защиты, к сожалению, закрыт. Потому что не хотят чиновники видеть эту огромную проблему.

- Как же защищаться, если избавиться от радиации невозможно?

- Если нет возможности обойтись без продуктов с зараженных территорий, надо минимизировать их вред специальной обработкой. Например, в солевых растворах радионуклиды уходят из грибов, мяса и других продуктов. Даже в твороге будет меньше радионуклидов, чем в молоке, из которого он приготовлен. Кроме того, есть сельхозкультуры, которые меньше поглощают радионуклиды. Именно их и нужно высаживать.

Методам самозащиты надо учить с детства. Не забуду свои лекции в Берлине. Туда привезли на оздоровление детей из Беларуси и Украины. Сразу бросилось в глаза, что украинские дети более свободные, отрытые, общительные. Я пошел в лес собрал сыроежки, и при детях начал обрабатывать. Дважды варил в солевом растворе, потом поджарил и стал раздавать. Выстроилась очередь. Украинский мальчик попробовал и сказал: приеду домой и папе скажу так делать. Вот и урок. Это и есть основы безопасной жизнедеятельности. Почему же не учат этому в садиках, школах, университетах? Причина одна: чиновники не хотят признавать радиацию. Но она все равно есть, и мы должны защищаться, а не прятать голову в песок, как страусы.

Я убежден, что государство – лучший доктор. Есть возможность эффективно действовать, если объективно оценивать ситуацию. В те же 1990-е годы разрешали сотни беккерелей в молоке, мясе, картошке и других продуктах. Если бы был жесткий запрет, люди бы не получали такое воздействие на внутренние органы. А сегодня в пострадавших районах смертность по общим показателям в два раза и более раза  превышает рождаемость.

ОТКАЗ В ПОМОЩИ РАВНОСИЛЕН ГЕНОЦИДУ

- В загрязненных районах нет предприятий, нет работы, у людей нет денег на лечение и нет возможности выехать. Они едят то, что могут собрать с земли, которую нельзя использовать под севооборот. Это натуральный радиационной ГУЛАГ. Уничтожение славянской популяции в географическом центре Европы. Если ничего не будем делать, люди просто вымрут от болезней.

В Иванковском районе Киевской области, самом потерпевшем от аварии, смертность более  24-30 человек на тысячу, тогда как в  области – 16. А в районе даже нормальной больницы нет. Поэтому мы выбрали Иванков, как площадку для реализации совместного с Евросоюзом проекта «Модель системы комплексного жизнеобеспечения населения в зоне радиоактивного загрязнения». Помимо сугубо научных целей проект носит и социальную направленность. Мы собираемся там организовать современную систему медицинской помощи, построить больницу и подготовить медперсонал, учить людей правилам индивидуальной безопасности, работать с местными властями.

Кроме того, в Киеве есть центр реабилитации жертв катастрофы Академии медицинских наук Украины.  Это прекрасная база. Но в ХХІвеке она практически не функционирует, потому что прекратилось ее финансирование. Сейчас мы пытаемся найти средства, чтобы ее восстановить. Потому что в Украине на загрязненных территориях проживает около 2 млн. человек, насчитывается более 200 тысяч ликвидаторов. Все они нуждаются в методах специальной реабилитации, потому что получили значительные дозы не только внешнего, но и внутреннего облучения. Здесь накопленный бесценный опыт. Этот центр нужно восстановить. Мы за него сейчас бьемся в Евросоюзе.

В Украине, как и в Беларуси, много лет пытались нивелировать проблемы. Однако, если брать общественную жизнь, то возможностей здесь больше. Я хочу, чтобы все задуманное, в Украине удалось реализовать. Если наш совместный с ЕС проект в Иванковском районе осуществится, мы сможем показать, как нужно действовать, защищая людей в радиационном районе.

В ЕС весьма озабочены проблематикой противорадиационной защиты, особенно после японских событий. Поскольку Японию продолжает трясти, сложно прогнозировать хороший исход. А ведомство, которое протежировало создание АЭС – МАГАТЭ – теперь беспомощно. Что не позволяет рассматривать атомную энергетику как перспективную, поскольку она опасна для здоровья людей.

ДОСЬЕ «КП»

Юрий Иванович БАНДАЖЕВСКИЙ родился 9 января 1957 в Беларуси.

Крупный специалист в области радиационной медицины, доктор меднаук, профессор, действительный член Нью-Йоркской академии наук. Окончил Гродненский государственный медицинский университет. В 1990 году стал первым ректором Гомельского медицинского университета и руководил им до 2001 года. После обвинений во взяточничестве провел в заключении более 6 лет. По мнению авторитетных международных правозащитников, дело Бандажевского сфабриковано белорусскими властями, так как результаты его научных исследований расходились с официальными данными о последствиях взрыва на ЧАЭС. «Международная амнистия» признала ученого узником совести.

С 2006 года Юрий Бандажевский работал во Франции, Германии, Литве. Последние два года живет и работает в Киеве, где возглавляет Украинский координационный аналитический центра «Экология и здоровье».

Женат, имеет двух дочерей.


Скачать выдержки из книги можно ЗДЕСЬ>>