Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
18 апреля
Загрузить еще

Куда исчез профессор Преображенский?

Куда исчез профессор Преображенский?

«Комсомолка» разыскала редкую книгу прошлого века. Называется она «Врачебные этические правила, составленные комиссией, избранной Обществом киевских врачей, и утвержденные ими во время заседания 7 октября 1889 года». Эти правила были подписаны председателем комиссии, президентом Общества киевских врачей профессором Никанором Хржонщевским и регламентировали практически все стороны врачебной деятельности.

Корреспондент «КП» встретился с главным детским ортопедом-травматологом столицы, врачом высшей категории городской детской клинической больницы №1 Киева Олегом ПИЛИПЧУКОМ, в библиотеке которого находится это раритетное издание.

«Она для меня как Библия по медицине»

- Олег Ростиславович, как попала к вам эта книга?

- Знаете, совершенно случайно. Мне подарил ее приятель, живший по соседству с семьей пожилых врачей, у которых была богатая библиотека. Потом эти люди умерли, и ему, как соседу и студенту-медику, передали все их книги.

- Когда вы ее прочли, какое впечатление она на вас произвела?

- Если уместно такое сравнение, то она для меня своего рода Библия по медицине. И если бы все доктора действовали по прописанным в ней правилам, у нас была бы идеальная медицина.

- Когда речь заходит о врачебной этике, сразу упоминают клятву Гиппократа. Каноны из фолианта чем-то отличаются?

- По сути, основные правила, такие как «не навреди», совпадают. Но в чем-то это более совершенный вариант, адаптированный для своего времени. Имеются многочисленные нюансы, очень интересные.

- Эти правила составили врачи, которые жили и работали в Киеве в позапрошлом веке. Современные медики на них хоть немного похожи?

- Сообщества есть и сейчас: ассоциации аллергологов, ортопедов… Но тогда докторов было гораздо меньше, и все они знали друг друга очень хорошо. Кроме того, не существовало жесткого распределения по специальностям.

- Могли бы вы нарисовать портрет врача той эпохи?

- Профессор Преображенский из «Собачьего сердца»! В наше время, к сожалению, этот тип медика практически исчез. В таких обстоятельствах, в которые сейчас поставлены наши врачи, невозможно ни жить, ни чувствовать себя полноценным человеком. Но если дадут достойные зарплаты и никто не станет мешать, то думаю, все вернется.

Сильные мира сего смотрят на доктора как на обслугу

- Сегодня все знают, что бесплатная медицина - это миф…

- Еще большее зло, когда побочные заработки происходят подпольно. В таких условиях врача можно придавить, манипулировать им. Доктор при своей мизерной зарплате только и думает, как заработать денег, чтобы прокормить семью. Где это видано, чтобы хирург сажал картошку? А у нас это сплошь и рядом. Или, бывает, приезжаешь к людям, а они смотрят на тебя как на обслугу. Очень унизительно. Например, в доме у одного высокопоставленного чиновника я испытал такое отношение на себе. И больше туда не ездил, несмотря на то что платили хорошо.

Мало того, нашим медикам еще приходится думать, как починить у себя в рабочем кабинете кран или двери. Хотя в идеале человек должен прийти и просто работать.

- Ну а такое понятие, как врачебная этика, тоже исчезает?

- К счастью, нет. У нас есть еще врачи, которые дорожат репутацией. Я приведу вам другой пример. Был случай: два года назад на Оболони крутой джип сбил ребенка. Отец привез его к нам в больницу, и меня срочно вызвали из дома. Пострадавший был в крайне тяжелом состоянии, мы делали все, чтобы спасти его. Вдруг распахивается дверь, и в реанимации появляется бывший министр здравоохранения, и требует немедленного отчета о принятых мерах. Оказывается, человек, который был за рулем джипа, имел связи в Минздраве. Почему доктор должен зависеть от этого?

О чем гласят «Врачебные этические правила»

В разделе «Требования врачей от публики» говорится: «Врачи вправе требовать, чтобы больные уважали их труд, оберегали их время и силы и не злоупотребляли последними без особенной нужды».

В пункте 12 прямо указывается на необходимость достойного отношения к доктору: «Врачи могут по справедливости требовать, чтобы без особой надобности их не приглашали внезапно, особенно ночью, кроме того, даже в случае подобной необходимости больные должны обращаться по преимуществу к постоянно пользующим их врачам или в ночные врачебные дежурства, равно как и в акушерскую клинику. Больные должны, по возможности, посылать за врачом раньше часов его выезда для того, чтобы врач мог распределить свое время. Приглашения должны быть, по возможности, письменными с обозначением точного адреса».

В обязанностях врачей относительно больных говорилось:

- Врач должен посещать доверившегося ему больного так часто и столько времени, как он считает это нужным по роду и серьезности данного случая и при согласии на то больного.

- В сомнительных и опасных случаях врач должен сам предложить совещание (консультацию). Если же ему предлагают собрать совещание, то он не должен отказывать.

- В случае опасности врач должен предупредить окружающих, самого же больного, по возможности, щадить.

- Даже в неизлечимых случаях врач не должен оставлять больного. Если он не в состоянии возвратить ему здоровье или спасти жизнь, то все-таки может облегчать страдание и оказывать нравственное влияние.

Особый интерес представляет раздел «Вознаграждение за труд». Цитируем его по первоисточнику без купюр и комментариев: «Врачи имеют полное право требовать вознаграждение за всякий исполненный ими врачебный труд. Врачебная помощь бедным, наравне с другими их нуждами, должна подлежать попечению городских и сельских обществ и других учреждений подобно тому, как это существует в других странах и у нас. Бесплатная врачебная помощь бедным предоставляется по доброй воле врачей, причем лица, состоящие под покровительством Александровского Комитета раненых, имеют право на бесплатное пользование врачебной помощью.

Гонорар за операцию, равно как и приглашение врача в отъезде и гонорар за это, устанавливаются по особому взаимному соглашению.

Если приглашенный врач осмотрел более одного больного, то при определении гонорара врачу должны приниматься во внимание и эти больные.

Врач должен отказаться от вознаграждения за помощь товарищу врачу и его семейству, что уже давно освещено обычаем».

Честно говоря, изучение текста этих «Врачебных этических правил», действовавших в Киеве более 100 лет назад, вызывает чувство белой зависти. Тогдашние медики «не только умели уважать себя, но и умели требовать должного отношения к себе общества, которому служили».

ИЗ ИСТОРИИ ВОПРОСА

Общество киевских врачей было основано в 1840 году. Это первое в Украине научно-медицинское объединение, созданное с целью содействия развитию медицинской науки и практики. Его почетными либо действительными членами состояли И. И. Мечников, А. О. Ковалевский, С. П. Боткин, Н. И. Пирогов, И. М. Сеченов, Н. В. Склифосовский и другие выдающиеся люди.

На заседаниях общества обсуждали научные доклады, намечали мероприятия по санитарному благоустройству города, был разработан ряд инструкций по борьбе с инфекционными болезнями, открыты городская больница, химико-бактериологическая лаборатория, ночлежные приюты, приняты меры по введению оспопрививания.

В 1881 году общество впервые в России организовало ночные дежурства врачей для оказания больным помощи на дому. Председателем Общества киевских врачей с 1886 по 1892 годы был и подписавший «Врачебные этические правила» Никанор Адамович Хржонщевский. Организация издавала сборники научных работ и докладов своих членов: «Труды Общества киевских врачей», «Протоколы Общества киевских врачей», популярные брошюры на медицинские темы. Объединение действовало до начала 20-х годов прошлого века.

Личное дело

Хржонщевский Никанор Адамович родился в 1836 году. В 1859 окончил медицинский факультет Казанского университета. В 1867-1868 гг. был профессором кафедры гистологии, эмбриологии и сравнительной анатомии Харьковского университета. С 1868 года - первый в России профессор самостоятельной кафедры общей патологии медицинского факультета Киевского университета. Один из основоположников функционального патолого-гистологического направления в медицине. Один из пионеров санитарного просвещения в России. Председатель Общества киевских врачей (1869-1872 и 1886-1892), президент Киевского общества естествоиспытателей (1870-1872). Организатор первых в России (1886) систематических чтений медицинских лекций для народа. По инициативе Хржонщевского в Киеве в 1895 году построили здание для народных чтений - Народную аудиторию. Скончался профессор в 1906 году.