Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
24 апреля
Загрузить еще

10 золотых правил: как уберечь здоровье школьника

10 золотых правил: как уберечь здоровье школьника
Фото: Интересоваться условиями учебного процесса и отдыха детей – прямая обязанность каждого родителя.

Но уже к 11-му классу такими можно назвать всего процентов тридцать. Ученый-гигиенист, заместитель директора Института гигиены и медицинской экологии им. А.Н. Марзеева АМНУ Надежда Полька сформулировала 10 основных правил для родителей, которые помогут сохранить здоровье школьника.

1. Учите собственным примером в поведении и в образе жизни! Если мама говорит, что курить (пить, кричать и т.д.) нельзя, а сама этих норм не придерживается, ребенок неизбежно будет копировать поведение своего родителя. Еще один важный момент - отношение родителей к педагогам и воспитателям. Ребенок все слышит и будет относиться к воспитателям и учителям так, как и вы.

2. Пройдите углубленный медосмотр в своей поликлинике перед поступлением в школу. Посетите педиатра, невропатолога, окулиста, стоматолога, лор-врача. Выполняйте рекомендации, которые дают врачи.

3. Следите за зрением. В конце каждого учебного года рекомендуем показать ребенка окулисту, хирургу-ортопеду (проверить осанку) и, если есть частые простудные заболевания, лор-врачу и педиатру. Организовывайте оздоровление ребенка в соответствии с рекомендациями этих специалистов.

4. Обеспечьте рациональное полноценное питание. Это 4-разовый прием пищи с интервалами в 3-4 часа. Еда должна быть разнообразной. Не исключайте из рациона белки животного происхождения, даже если вы придерживаетесь вегетарианства. Животные белки необходимы для строения органов и систем, роста и развития ребенка, для полноценной работы головного мозга. Помните, убирая мясо из детского рациона, вы лишаете его важных микроэлементов.


- На каникулах прочесть не успел, теперь придется наверстывать!

5. Организуйте режим дня. Дневной сон необходим для здоровых детей до 6 лет включительно и до 10 лет детям, у которых есть отклонения в состоянии здоровья, хронические заболевания. Ночной сон для учеников младших классов должен быть 10 часов, а старших - не менее 9 часов. При этом, если у ребенка есть заболевания, продолжительность ночного сна желательно увеличить.

Пребывание на свежем воздухе ежедневно не менее 4 часов. Это могут быть несколько прогулок. При этом ребенок не должен сидеть на лавочке с бабушкой, ему необходимо двигаться, играть, бегать и т.д.

Регламентируйте учебные нагрузки, чтобы ребенок не пересидел за уроками (сколько должен учиться школьник - см. в таблице).

6. Поинтересуйтесь условиями учебного процесса:

  • за какой партой сидит ребенок в школе, где он сидит и как видит доску,
  • сколько времени в школе и дома проводит у экранов телевизора и компьютера, 
  • что он смотрит, какие сайты посещает,  в какие игры играет (ведите за этим строжайший контроль - это профилактика игровой и компьютерной зависимости).

7. Контролируйте досуг ребенка, узнайте, с кем дружит, курит ли, принимает ли тонизирующие напитки (в том числе пиво). Понаблюдайте, как спит ребенок. Если во сне он дергается, кричит или разговаривает - обратитесь к невропатологу.

8. Следите за повседневной одеждой и обувью. Помните, что кроссовки предназначены для спортивных занятий и прогулок, а не для ежедневной носки. Обувь покупайте на один размер больше, поскольку в ином случае может развиться деформация стопы.

Одежда должна быть натуральной. Обязателен первый слой одежды - трусы и майка - из натуральных тканей. Часто, когда мы проводим медосмотры, видим, что девочки и мальчики на голое тело надевают синтетические вещи. Синтетика плохо пропускает воздух и тепло. При повышенном потоотделении, которое наблюдается в подростковом возрасте, синтетическая одежда может спровоцировать гнойничковые заболевания кожи и даже фурункулез.

Девочкам надевать бюстгальтер рекомендуется только при достаточном развитии молочной железы. Желательно выбирать модели из натуральных тканей, без поролона и жестких косточек. Размер бюстгальтера должен быть таким, чтобы между шлейками и грудной клеткой девочки могли поместиться два пальца, то же касается объема чашечек. В противном случае пережимается грудная клетка. Это мешает свободно дышать, легкие плохо развиваются, к тому же может возникнуть неприятный косметический дефект.

9. Следите за гигиеной тела и полости рта. Ребенок должен чистить зубы утром и на ночь. Сами хотя бы раз в месяц проверяйте состояние зубов ребенка. При подозрении на кариес посетите стоматолога, потому что кариозные зубы провоцируют заболевания желудка, кишечника, органов дыхания.

Гигиена тела особенно важна в подростковом возрасте, когда идет усиленный обмен веществ и повышено потоотделение. Обязателен ежедневный душ! Не используйте дезодоранты-антиперспиранты с тальком! Он забивает поры и сальные железы, способствует образованию гнойников и воспалению лимфатических узлов.

10. Уделяйте внимание половому воспитанию детей. Советуем всем родителям вместе с детьми читать учебник «Основы здоровья». Все самое важное там написано…


СОВЕТ ПСИХОЛОГА

Чтобы учеба была не в тягость

Татьяна ДЕРКАЧ, практический психолог:

- Самое главное в начальной школе - научить ребенка учиться. Он должен понимать серьезность поставленных задач и научиться их выполнять с охотой. Для этого надо искать мотив, который ему позволит учиться с интересом. Культивируйте и развивайте то, что увлекает ребенка.

Не предъявляйте завышенных требований (если у него что-то не получается, может развиться чувство неполноценности и тревожность), не перегружайте учебной деятельностью, не меняйте свое отношение к ребенку, но проявляйте уважение к его новому статусу и учебной деятельности.

Очень важно накопить позитивный опыт: хвалите ребенка за усердие, не скупитесь на похвалу, но только в том случае, если ребенок прилагает усилия. Не перехвалите, если какое-то действие дается легко.

Позитивный опыт - это высокая оценка труда малыша. Очень многое зависит от учителя. Детям нравится получать хорошие отметки. Когда ребенок готовит какой-то материал или урок, нужно не просто оценивать конечный результат, а интересоваться путями достижения этого результата и характеризовать их положительно.