Это лечится!
Я учитель младших классов. Среди моих учеников есть один 8-летний мальчик из очень приличной семьи, который, несмотря на достаток и хорошее воспитание, то и дело что-то ворует у своих товарищей (деньги, мелкие личные вещи). Школа с ним измучилась. Родители каждый раз в шоке, мол, ума не приложим, откуда это у него. Школьный психолог говорит, что мальчик абсолютно здоров. Помогите разобраться, как быть с этим ребенком.
Марина Сергеевна, Житомир.
Отвечает д. м. н., профессор психиатрии Михаил ВИНОГРАДОВ: Все вокруг колхозное - все вокруг мое!
- В поведении детей, склонных к воровству, проявляются две тенденции.
Все «наше». Пространство, которое ребенок выделяет как свое, мизерно: карандаш, портфель. Для поведения таких детей характерны отсутствие собственных интересов, пассивность, нежелание заявлять свою позицию, полное отсутствие здоровой агрессии. В отношениях с другими детьми они незаметны и несколько аутичны.
Вторая крайность - «все мое» - связана с неправомерным расширением своих границ, когда ребенок не понимает, что есть чужие и общие вещи, считая все своим собственным.
В поведении эти дети агрессивные «захватчики», экспансивны, пытаются постоянно доминировать, даже когда их неправота очевидна им самим.
Что провоцирует детское воровство?
Если говорить о деньгах, то воровство денег очень просто пресечь одним мероприятием. Деньги должны находиться в недоступном для ребенка месте.
Разбрасывание их по различным местам квартиры, даже если их при этом пересчитывать, не воспитывает силу воли, а наоборот. Кстати говоря, ребенок, который «мелочь по карманам тырит» у родителей, вряд ли вырастет клептоманом, а вот настоящим вором - вполне.
А вот наличие собственных карманных денег воспринимается детьми как поле ответственности. Поэтому из тех значительных сумм, которые тратятся на ребенка, стоит все же часть «выдавать на руки» чаду. Это приводит к экономии и дает дополнительный рычаг влияния.
Правда, иногда могут начаться проблемы с вещами. Значит, необходимо определиться с личными вещами. Очень часто дети даже в самых обеспеченных семьях не имеют личных вещей. То есть они не имеют возможности ими свободно пользоваться, распоряжаться: в том числе дарить, портить и уничтожать. И поэтому не отвечают за них. Именно поэтому такие дети легко относятся к школьному воровству.
КСТАТИ
Как вести себя родителям, если ребенок подворовывает?
Если ребенок еще в таком возрасте, когда он не понимает границ социальных норм, - нужно показать конкретные примеры того, что есть собственность. Даже отобрать у ребенка его игрушку, чтобы он почувствовал, что значит отнять. Ты утащил у приятеля, а мы отбираем у тебя. На контрасте, чтобы он понял, что другим тоже обидно и больно, если у них пропадает любимая вещь. Этап удали лучше высмеивать. Ирония - самый лучший метод. Нужно объяснить разницу между показной удалью и действительной.