Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
Загрузить еще

Представляем 36-й альбом книжной коллекции «КП» - «Матисс»: Аппендицит и краски

Представляем 36-й альбом книжной коллекции «КП» - «Матисс»: Аппендицит и краски
Фото: Портрет Анри Матисса. Май 1933 года. Фотография Карла ван Вехтена.

Это север Франции, где жизнь в конце XIX века текла с английской размеренностью. Так же пили чай несколько раз в день, так же любили основательность и взвешенность.

Отец - лавочник, мать - домохозяйка, увлекавшаяся росписью керамики. Это ее увлечение сыграет очень большую роль в жизни Матисса. Но еще большую роль сыграет… аппендицит.

Естественно, отец хотел для сына престижной работы и аккуратно откладывал деньги на образование. Как и полагалось в семьях солидных и основательных, сын и не думал перечить папе. Он собирался стать юристом и сделать хорошую карьеру.

В 1886 - 1887 годы юный Матисс поступает в лицей Анри-Мартен, потом едет в Париж, изучать право в Школе юридических наук. Учился хорошо, уже через год получил право работать по специальности и вернулся в родной городок, чтобы устроиться помощником адвоката.

Он бы так и остался юристом, если бы в 1889 году у него не случился приступ аппендицита. Говорят, что операция по удалению аппендицита - плевое дело. Но медики знают, что его не всегда легко выявить и вовремя начать лечение. К слову, в конце XIX века неудач во время лечения аппендицита было несравнимо больше, чем сейчас.

«В красной комнате».

Матиссу сделали операцию. Неудачно… Пришлось делать вторую. После нее Матисс отходил тяжело, больше двух месяцев оставаясь прикованным к постели.

«Я не ожидал, что поправлюсь после моей второй операции, - вспоминал он после. - Но когда это все же случилось, я понял, в насколько неспокойное время я живу. Каждый новый рассвет был словно дар для меня, и я принимал его каждый раз. И принимая его с благодарностью, я не хотел думать, что будет дальше. Я совершенно забыл все о физических страданиях и всех неприятностях, связанных с моим положением; и думал только о радости видеть восход солнца еще и еще раз».

Чтобы Матисс не скучал и не замыкался в себе, мать принесла ему краски. И он начал забавы ради копировать старые открытки. Это занятие его так увлекло, что и настроение быстро изменилось, и на поправку он пошел скорее. А придя в себя, твердо решил стать художником.

Как огорчался отец! Художники ведут богемный, то есть, считай, распутный образ жизни, да и зарабатывают мало… И вообще, несерьезное это дело. Тем не менее сын твердо решил осуществить свое намерение и опять отправился в Париж, где ему суждено было попасть в ученики к самому Гюставу Моро.

«Красные рыбки». Эту картину Матисс написал под впечатлением от древнерусской живописи. Здесь присутствуют ее элементы - сочетание прямой и обратной перспективы, а также красного и зеленого цветов.

 

Дальнейшую его историю знают многие. Он действительно вел легкомысленную жизнь, крутил один роман за другим - с актрисами, собственными натурщицами, слыл душой компании, собрав вокруг себя других молодых художников, много путешествовал. И вопреки отцовским прогнозам стал замечательным живописцем, одним из самых лучших в истории французской живописи ХХ века. А все из-за коробки с красками, которые принесли ему в больницу. Вот он, Его величество случай.

КСТАТИ

Основоположник фовизма

Анри Матисс считается основоположником нового направления в живописи, который называли фовизм.

Французская публика к тому времени уже привыкла к выходкам импрессионистов, но фовизм все равно произвел впечатление шока. Стиль зеленых носов, как прозвали его критики за манеру жертвовать совпадением цветов с оригиналом ради общей декоративной гармонии композиции. У Матисса действительно целый ряд женских портретов с зелеными носами! Хотя смотрятся они очень даже неплохо. «Я рисую не женщин, я рисую картины, - так художник объяснял подобный непорядок. - Я мечтаю достигнуть в своей живописи гармонии, чистоты и прозрачности. Я мечтаю о картинах, которые станут успокаивать, а не будоражить зрителя; о картинах, уютных, как кожаное кресло, в котором можно отдохнуть от груза забот».

Фовизм, как и другое модное в начале ХХ века направление в живописи - кубизм, возник под влиянием Ван Гога и Гогена.

Но, в отличие от кубизма, Матисс не жертвовал формой. Наоборот, он научился удивительно передавать пластику человеческого тела, движение или элементы натюрморта.

Любопытно, что название этого течения происходит от французского les fauves (буквально «дикие»), как назвал фовистов критик Луи Восель в 1905 году. Сами же фовисты всегда противились этому названию.

ВИКТОРИНА «КП»

Ответь на наш вопрос - и получи альбом «Матисс»

Кто изображен на этой картине знаменитого французского художника?

 

 
  1. Каролина Жобло, от которой он прижил дочь Маргариту.
  2. Вторая жена Матисса Амели Пареир.
  3. Одалиска.
  4. Секретарь и биограф художника Лидия Делекторская.
  5. Неизвестная.

До 5 июня отошлите на номер 7121 SМS* с текстом 71art Х, где Х - ваш вариант ответа. Имена победителей мы назовем в номере за 9 июня.

Правильный ответ на вопрос предыдущей викторины: для картины Врубеля «Демон сидящий» позировал русский поэт Александр Блок. Поздравляем Кристину Чугай из Киева, студентку третьего курса гуманитарного университета (специальность - экономист-международник).

* Стоимость сообщения для совершеннолетних абонентов всех национальных GSM операторов на номер 7121 - 1,00 грн. Тариф указан с учетом НДС. Дополнительно удерживается сбор в Пенсионный фонд в размере 7,5% от стоимости услуги без учета НДС. Отправляя сообщение, вы даете согласие на получение дополнительной информации от компании ИД УМХ о ее услугах и услугах партнеров. Несоблюдение всех условий отправки SMS не гарантирует успешного оказания услуги. ЗАО «Украинские Радиосистемы», лицензия НКРС №120093 от 16.05.2006 г. ООО «АСТЕЛИТ», лицензия НКРСУ АБ №222715 от 17.11.2005 г. Лицензия Госсвязи серии АА №720189, выдана ЗАО «УМС» 29.12.2004 г. Услуга предоставлена при техподдержке ООО «Издательский Дом УМХ». Телефон поддержки 0(44) 207-33-03.