Мария РЕМИЗОВА, специальный корреспондент отдела культуры «КП», рассказывает о любимом художнике Николае Рерихе:
Однажды в Лувре
14 лет я впервые оказалась в Лувре. Конечно, застыла перед «Джокондой», как положено. И вдруг экскурсовод, сопровождающий русскую группу, стал нас торопить - хватит, мол, пора в следующий зал музея.
«В какой еще следующий? - запыхтела наша группа. - Дайте спокойно Мону Лизу рассмотреть! Когда еще доведется!» Экскурсовод почти силком потащил нас к экспозиции Николая Рериха «Царица Небесная над рекой жизни». Этими эскизами великий русский художник мечтал украсить одну из православных церквей. Но работа так и не была закончена - Рерих в 1947 году умер, и часть эскизов попала в музей Лувра.
Вы не поверите - около Рериха стояла толпа не меньшая, чем возле «Джоконды».
Гид был доволен произведенным эффектом. Мы поняли, ради чего он нас оторвал от Леонардо да Винчи и притащил к РУССКОМУ художнику. Намекал, что надо учиться ценить свое, а не только засматриваться на Запад.
Надо держаться корней
Рерих оставил более семи тысяч полотен, которые украшают все крупные музеи мира. Невероятная цифра! Сыновья Рериха вспоминали, что отец частенько трудился над пятью картинами сразу. И везде - три темы: Русь, лики древних икон и бескрайние Гималаи.
Многие художники говорят, что его картины очень просты по технике. Одна безвестная выпускница художественного училища однажды как-то брякнула: «Это не картины, это подмалевки!» (то есть наброски. - Авт.).
Но в этой простоте - главная загадка Рериха. Только он смог увидеть в обыкновенном необыкновенное... Многие пытались. А получилось только у него. Герои многих его картин («Гонец», «Весна священная», «Приказ учителя» и др.) - простые люди: отшельник, странник, воин, крестьянка. Но почему-то в их абсолютно обычных лицах читается особая одухотворенность. Наверное, сказалось серьезное увлечение Рериха иконописью. В те годы (с начала ХХ века и до революции) у светских художников иконопись, прости господи, не считалась за большое искусство - не более чем предмет культа. В России сверкал Серебряный век, все тянулись на Запад. Какая иконопись? А Рерих, не особо беспокоясь, что прослывет старомодным, упорствовал: надо держаться корней! И добился-таки своего. Сейчас древнерусские иконы выставлены в лучших музеях мира как уникальное достояние русской культуры.
Без Родины
Но сам Николай Константинович вынужден был Россию покинуть. Он еще до революции уехал лечиться в Финляндию и больше не вернулся. Так и провел всю жизнь, странствуя по миру: Европа, Америка, Азия.
«Повсюду сочетались две темы - Русь и Гималаи», - писал уже в конце жизни в своем дневнике художник. Мне всегда было интересно: откуда такая любовь к Индии, к Гималаям? А это все тоже родом из детства. В имении отца, где маленький Рерих жил летом, в гостиной на стене висела старинная картина - на полотне была изображена вершина Гималаев Канчеджанга. Рерих потом еще не раз воспроизведет ее на своих легендарных полотнах. Но сделает это лучше, чем тот неизвестный художник. У его картин - какая-то космическая энергия!
Кстати, известие о начале Великой Отечественной войны Рерих получил, находясь в экспедиции в Гималаях. Он сразу же направил в фонд Красной армии деньги, вырученные от продажи своих картин. А сыновья художника Юрий и Святослав обратились к советскому послу с просьбой принять их в ряды действующей армии.
И похоронен Рерих в Гималаях. Он умер в 1947 году. Тело, согласно его последней воле, было предано огню. Пепел был частично захоронен, а частично развеян над Гималаями. Последний романтик ХХ столетия нашел свой последний приют в манящей синеве Гималайских гор.
Больше о "Великих художниках" читайте здесь>