«Шишкин - художник народный. Всю жизнь он изучал русский, преимущественно северный, лес, русское дерево, русскую чащу, русскую глушь. Это его царство, и тут он не имеет соперников, он единственный», - писал в свое время об Иване Ивановиче Шишкине его современник, один из самых уважаемых российских критиков Владимир Стасов.
Иван Шишкин (1832 - 1898) по-прежнему остается одной из самых загадочных, противоречивых фигур в российском, да и в мировом искусстве. Он не создал ни одного известного портрета, да и на его пейзажах обычно не встретишь ни одной живой души. Но никто не смог с такой ошеломляющей открытостью и сокровенностью поведать зрителю о своей любви к родному краю, к неброской прелести северной природы.
- Как же ни одной живой души? - может спросить читатель. - А «Утро в сосновом лесу», самая известная картина Шишкина?
Мало кто знает, но свою самую известную работу в 1889 году Шишкин писал не один, а в соавторстве с другим художником - Константином Савицким. Именно Савицкий нарисовал медведей, которые сразу понравились публике. Но когда Третьяков приобрел картину для своей галереи, он вымарал подпись Савицкого. Почему он так сделал? А дело в том, что Третьяков был убежден, что отнюдь не медведи - главное открытие этой картины, а удивительная передача света и тени, колорита и самого духа леса. И это все заслуга Шишкина, которая повторялась и во многих других шедеврах художника.
Шишкин родился в Елабуге - маленьком провинциальном городке, расположенном на высоком берегу Камы. Впечатлительный, любознательный, одаренный мальчик нашел незаменимого друга в своем отце. Небогатый купец Иван Васильевич Шишкин был человеком разносторонних знаний. Благодаря поддержке отца в 20 лет Шишкин поступил в Московское училище живописи и ваяния, а потом и в Петербургскую академию художеств.
Во всех своих произведениях Шишкин является удивительным знатоком растительных форм. Брался ли он за изображение соснового или елового леса, отдельные сосны и ели точно так же, как и их совокупность, получали у него свое истинное лицо без всяких прикрас или преуменьшений. Изображал ли он дубы или березы, они принимали у него донельзя правдивые формы в листве, ветвях, стволах, кореньях и во всех подробностях. Сама местность под деревьями - камни, песок или глина, неровности почвы, поросшие папоротниками и другими лесными травами, сухие листья, хворост, валежник и прочее - получали в картинах и рисунках Шишкина вид совершенной действительности.
|
«Если дороги нам картины природы нашей дорогой и милой Руси, - писал Шишкину Виктор Васнецов в 1896 году, - если мы хотим найти свои истинно народные пути к изображению ее ясного, тихого и задушевного облика, то пути эти лежат и через Ваши смолистые, полные тихой поэзии леса. Корни Ваши так глубоко и накрепко вросли в почву родного искусства, что их никем и никогда оттуда не выкорчевать».
И cегодня он покоряет нас мудростью своего мировидения, лишенного хоть какого-то намека на суетливость и компромисс.
Шишкин умер в 1898 году как истинный художник - за работой. На его мольберте стояло только что начатое полотно с красноречивым названием - «Лесное царство».
Больше о коллекции "Великие художники" читайте здесь>