Интернет-магазин Temu набирает обороты и наращивает популярность по всему миру. Еще вчера о нем никто не знал, а сегодня о нем слышно чуть ли не из каждого утюга. Эксперты говорят об агрессивной рекламной кампании, СМИ туманно сообщают, что с магазином «все не так просто», а тем временем количество покупателей на площадке растет не по дням, а по часам.
Кажется, что сегодня о новом маркетплейсе знают даже те, кто в интернете отродясь ничего не покупал. Исследование аналитической платформы Sensor Tower показало, что в конце 2023 года пользователи Temu «сидели» в приложении в среднем 23 минуты в неделю, тогда как на eBay – 22 минуты, а на Amazon - 18 минут.
- Советовались с дочкой, где можно купить шляпки для вечеринки в стиле 1920-х, - рассказывает подруга. – И тут моя мама, которой 78 лет, вмешивается в разговор и говорит: а что тут думать – покупайте на Temu! Я была просто поражена: откуда человек, который никогда ничего в жизни не покупал онлайн, может знать про этот маркетплейс? А мама показывает свой смартфон: реклама Temu – чуть ли не после каждого поста в фейсбуке. И фотографии товаров очень привлекательные. Я бы все купила – от полушубка до купальника, кстати, давно себе такой искала.
Temu – это онлайн-магазин китайской компании электронной коммерции PDD Holdings, который предлагает самые разные товары по низким ценам. Для продвижения данный маркетплейс использует принципы агрессивного маркетинга, предлагая очень частые распродажи и работая с клиентами в довольно напористом стиле. Стоит потенциальному покупателю только один раз заглянуть на площадку, и его гаджет уже не избавится от рекламы Temu никогда.
Наиболее активно товары продвигаются через масштабные кампании в Instagram, Facebook, TikTok. Онлайн-покупки на Temu можно совершать как с помощью веб-браузера, так и через мобильное приложение.
Цены на маркетплейсе действительно очень приятные. Даже по сравнению с некогда любимым украинцами AliExpress. Для сравнения: шляпки, о которых говорила подруга, в эстонских магазинах продаются от 25 евро, а в Temu – по 3-4 евро. На 25 евро она заказала пять шляпок разных цветов плюс очень симпатичную пелеринку на платье. Весь товар пришел всего через неделю (ближайшие к Эстонии склады Temu находятся в Финляндии) и вполне приличного качества.
Temu управляется многонациональной коммерческой компанией PDD Holdings, которой также принадлежит популярная платформа онлайн-торговли в Китае Pinduoduo.
Temu начала работать в США в сентябре 2022-го, через полгода платформа запустилась в Австралии и Новой Зеландии, еще через месяц – во Франции, Германии, Италии, Нидерландах, Испании и Великобритании. Постепенно Temu «расползлась» по Европе, вышла на рынок Латинской Америки, а в начале 2024-го официально запустилась в ЮАР.
В феврале 2024 года Temu запустил несколько рекламных роликов на матче американского футбола Super Bowl LVIII, предложив призы на сумму 15 млн долларов. Это вызвало нешуточный интерес со стороны потребителей и всплеск поисковых запросов. После этой рекламы у Temu было 100 млн активных пользователей в США, более 130 млн загрузок приложений по всему миру и порядка 420 млн ежемесячных посещений веб-сайтов.
Было бы странно, если бы появление такого «монстра» на рынке осталось незамеченным конкурентами, но этого и не произошло. Скандалы сопровождают маркетплейс чуть ли не со дня основания.
Скандалы с коллегами. В декабре 2022-го на Temu подала в суд конкурирующая компания Shein, утверждая, что маркетплейс привлек популярных блогеров, чтобы делать ложные заявления о Shein. В ответ Temu подала в суд на Shein, утверждая, что конкурент участвовал в кампании угроз, запугивания, ложных заявлений о нарушениях и попытках наложить необоснованные карательные штрафы на производителей одежды, которые работали с Temu. За минувшие два года Shein и Temu так и не нашли общего языка: они то пробовали отозвать свои иски, то подавали новые.
Впрочем, здесь надо сказать, что для европейцев что Shein, что Temu – «одного поля ягоды». В сентябре несколько стран ЕС направили письмо в Еврокомиссию с требованием принять меры в отношении торговых площадок Temu и Shein, через которые в Европу доставляются товары, не соответствующие требованиям ЕС.
Скандалы с производителями и продавцами. На Temu жалуются не только коллеги, но и поставщики. Temu требует, чтобы продавцы продавали свою продукцию по цене ниже, чем на AliExpress, из-за чего некоторым приходится торговать себе в убыток. Когда несколько продавцов предлагают один и тот же товар, Temu авторизует только продавца с самой низкой ценой. А если торговец не справляется с минимальным «планом продаж» (30 штук и 90 долларов за 14 дней), его просто удаляют с платформы.
Скандалы с экономистами. Недовольны интернет-магазином Temu и чиновники. В 2023-м управление по рекламным стандартам Великобритании запретило слишком откровенные рекламные объявления Temu.
Экономисты говорят о негативном влиянии на местные экономики: из-за распространения дешевых товаров в Temu страны теряют налоговые поступления, промышленность сокращается.
Скандалы с сотрудниками. Работникам корпорации тоже не позавидуешь, ведь здесь практикуется система организации труда 996, при которой работники трудятся с 9 утра до 9 вечера 6 дней в неделю. С этим были связаны случаи смерти сотрудников PDD Holdings, о которых писали СМИ.
Несмотря на все вышесказанное, Temu продолжает оставаться суперпопулярной площадкой среди потребителей, для которых корпоративные споры или изнурительный труд наемных сотрудников – точно не главное. Среднестатистического покупателя беспокоит только цена, и тут Temu вне конкуренции.
Переубедить покупателей не в состоянии даже жалобы предшественников. Особенно тех покупателей, которые знают, чего хотят.
- Обувь или пальто на Temu я вряд ли буду покупать, - говорит Оксана, которая делала заказы на платформе уже 7 раз. – А вот «одноразовые вещи» вроде париков, шляпок, боа, бандо, аксессуаров, карнавальных костюмов - вполне. Последняя покупка – отличный костюм дочке на Хэллоуин за 7 евро. Да, я читала, что покупатели жалуются на брак и отсутствие возможности вернуть деньги, но я отношусь к этому проще. Заказываю небольшие партии на 10-15 евро, при заказе кооперируемся с подругами. Работаем с Temu до первого прокола: от потери 10-15 евро я точно не обеднею, так что никакой возврат оформлять не буду. Просто перестану у них покупать – и все. Но пока мне везло, я всеми полученными заказами довольна.
А еще в СМИ ходят упорные слухи о том, что конфиденциальные данные, переданные Temu, вовсе не находятся в безопасности. Еще год назад Комиссия по надзору экономики и безопасности США и Китая выразила обеспокоенность по поводу рисков для личных данных пользователей Temu после того, как в некоторых версиях приложения Pinduoduo были обнаружены вредоносные программы. После этого Pinduoduo распустила команду инженеров и менеджеров по продуктам, которые их разработали, при этом большая часть команды была переведена в Temu.
Также в прошлом году против отделения компании Temu, расположенной в Иллинойсе и Нью-Йорке, были поданы иски, касающиеся обработки Temu частных данных, собранных через созданные на платформе учетные записи.
Собеседников Коротко про также беспокоят некоторые моменты.
- Месяц назад я заказала несколько вещей на Temu, оплатила заказ и уехала в путешествие, - рассказывает Диана. – И все это время мне приходили сообщения в почту с темой письма «мы сожалеем, ваш заказ не может быть доставлен в срок». Что было в теле письма, не знаю – письма я не открывала. Решила, что приеду домой и разберусь с этим. Однако через неделю мне пришло смс-сообщение, что посылка ждет меня в почтомате. Я приехала из путешествия, получила посылку, все в порядке. Но в почту продолжают приходить те же самые письма про «мы сожалеем». Я их не открываю, но сейчас думаю: может, в них какая-то вредоносная программа? Иначе как это все можно объяснить?
За разъяснениями редакция Коротко про обратилась к программистам.
- Думаю, это просто техническая ошибка, - считает программист Павел Гошев. - Не согласовали должным образом обмен данными между серверами местной наземной почты и серверами Temu. В итоге, когда в системе товары отметятся как доставленные, письма перестанут приходить. Это произойдет с опозданием в неделю-две. Дело в том, что программисты Temu могут и не знать о проблеме, ведь если посылка пришла, на письма люди не жалуются.
Программист Сергей Болтенко настроен более скептически, но также уверен, что ничего страшного не происходит.
- При открытии такого письма могут загрузиться картинки, которые профилируются уникальными идентификаторами и сопоставляются с куками сайтов, которые открывал пользователь, - отметил эксперт в беседе с Коротко про. – Говоря простым языком, максимум, что может ожидать пользователя, – это таргетированная (то есть направленная лично на него. – Авт.) реклама.