Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
24 апреля
Загрузить еще

Минимальная зарплата 8000 грн: зачем повышать соцстандарты во время войны

Минимальная зарплата 8000 грн: зачем повышать соцстандарты во время войны
Фото: Олег Терещенко​

Зарплаты всегда были для украинцев больным вопросом. В то время как цены и тарифы у нас вполне «европейские», зарплаты эксперты часто называют «африканскими». И это вполне справедливо, ведь больше всего денег – около половины заработанного – у нас уходит на еду. Недавнее исследование компании Picodi свидетельствует, что по показателю доли продуктовых расходов Украина оказалась между Эфиопией и Камбоджи.

Неудивительно, что разговоры о возможном увеличении минимальной зарплаты, которые не утихают с самого начала войны, неизменно вызывают большой интерес. Обедневшие украинцы видят в подобных новостях надежду хоть на какой-то рост доходов. Но, послушав экономистов, становится понятно: лучший способ не разочаровываться – это ни на что особо не надеяться.

Прогнозы от Минфина

На этот раз информационное пространство немного взбудоражил Минфин. В своем письме о подготовке бюджетных запросов на 2024-2026 годы Минфин спрогнозировал рост социальных стандартов. В частности, прогнозный размер минимальной зарплаты с 1 января 2024 года составит 7100 грн (на сегодня минималка составляет 6700 грн), с 1 июля 2024-го - 8000 грн, с 1 января 2025-го – 8370 грн, с 1 января 2026-го - 8956 грн.

Здесь надо напомнить, что относительно повышения минималки есть и законодательная инициатива, правда, очень вялая. Законопроект №8431 о повышении минимальной заработной платы был получен Верховной Радой еще 7 февраля 2023 года и с тех пор полгода лежит там без всякого движения. Причем авторы документа «поднимали» минималку гораздо более смело и решительно. С 1 апреля 2023-го она уже должна была составить 7370 грн, с 1 июля 2023 - 8107 грн, с 1 октября 2023 - 8918 грн. То есть, как видим, сумму, которую законодатели планировали уже на этот октябрь, в Минфине ожидают не ранее 2026 года.

Все вполне реально…

Эксперты, опрошенные KP.UA, считают, что рост минималки до минфиновских показателей вполне реален.

- Это действительно правильный прогноз, ведь уже сегодня мы видим, что средняя зарплата начала расти, - говорит президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко. – Сейчас есть прогнозы относительно того, что война закончится в середине 2024-го и начнется восстановление экономики. В результате будут расти как цены, так и зарплаты. И чтобы синхронизировать этот рост, минимальную зарплату нужно постепенно поднимать.

О том, что поднимать минимальную зарплату во время войны реально, говорит и аналитик Даниил Монин.

Экономисты отмечают, что в пользу роста минималки работают несколько факторов.

Во-первых, цены постоянно растут, и реальный прожиточный минимум уже давно не соответствует уровню минимальной оплаты труда.

Во-вторых, повышение минималки автоматически означает увеличение притока денег в казну со стороны компаний, которые платят сотрудникам минималку.

В-третьих, рост минималки формально демонстрирует заботу правительства о согражданах. Украинцы очень устали от войны и безденежья, и это – один из способов хоть немного поддержать моральный дух.

…но рассчитывать на рост доходов не стоит

В то же время, напоминают экономисты, доходы подавляющего большинства украинцев не зависят от роста минимальной зарплаты. Из-за того что многие получают зарплаты в конвертах, повышение минималки означает не увеличение, а выбеливание украинских зарплат. То есть, на самом деле зарплаты не увеличатся, поэтому платежеспособный спрос на товары и услуги тоже не вырастет. Без роста спроса не будет роста экономики, а значит, и экономических оснований для увеличения зарплат. Таким образом, круг замкнулся.

- Рост минимальной зарплаты означает не повышение социального стандарта, а рост фискальной нагрузки на малый и средний бизнес, - отметил в беседе с KP.UA аналитик Аналитического центра «Об’єднана Україна» Алексей Кущ. - Фактически это налоговый инструмент государства. Дело в том, что зарплаты в частном секторе, как правило, гораздо выше минимальной зарплаты, и часто вся часть сверх обязательной «белой» зарплаты выплачивается в конвертах. После очередного роста минималки «конвертная» часть зарплаты уменьшается, а официальная увеличивается. Соответственно, растут налоги, хотя доходы населения остаются прежними.

С тем, что рост минималки означает просто увеличение нагрузки на малый бизнес, согласен и Даниил Монин.

- Сейчас в войну, когда зарплаты особо не растут, это выглядит как попытка собрать побольше налогов, - говорит Монин. – Поэтому я за повышение минимальной зарплаты, но при снижении налогов. В текущей ситуации рост минималки будет просто толкать остатки бизнесов в тень.

Есть еще одна опасность, к которой ведет повышение минималки, – сокращение разницы между минимальной и средней зарплатами. Экономисты говорят, что для роста экономики вообще и для роста производительности труда в частности эта разница должна увеличиваться. Чем меньше разница между минималкой и средней зарплатой, тем меньше стимула у человека эффективно работать и больше зарабатывать. Это, в свою очередь, ложится тяжелым грузом на бизнес и, соответственно, на государственный бюджет, если мы рассматриваем государство как крупнейшего работодателя.

Подробно об этом мы писали здесь. 

Недосягаемый «золотой стандарт»

Алексей Кущ считает, что реально способствовать улучшению материального положения сейчас могло бы не увеличение минималки, а увеличение прожиточного минимума и минимальных пенсий. Этот шаг, говорит эксперт, имел бы по-настоящему социально значимый эффект.

- Раньше тарифная сетка бюджетников была привязана к минимальной зарплате, рост минималки приводил к росту зарплат по всей тарифной сетке, - напоминает Алексей Кущ. - Несколько лет назад сетку от минималки отвязали, и сейчас она привязана к прожиточному минимуму для трудоспособных. В результате после повышения минималки зарплаты бюджетников не пересматриваются.

Надо сказать, что в письме Минфина говорится и повышении прожиточного минимума. В 2024-м прогнозный общий прожиточный минимум должен составить 2920 грн (на сегодня он составляет 2589 грн), в 2025-м – 3183 грн, в 2026 году – 3431 грн.

Эксперты считают, что этого недостаточно.

По мнению Алексея Куща, для проведения адекватной социальной политики минимальная зарплата, прожиточный минимум и необлагаемый налогом доход граждан должны быть одинаковыми. Это, можно сказать, «золотой стандарт» социальной политики. У нас же минималка более чем вдвое превышает прожиточный минимум, да еще и облагается налогами, а необлагаемый минимум составляет всего 17 грн.

И вот при таких совершенно неадекватных необлагаемом и прожиточном минимуме власти чрезмерно увлеклись повышением минималки. Это очень удобно: минимальная зарплата не влияет ни на какие выплаты, дает возможность собирать больше налогов, но при этом новости о ее росте звучат очень хорошо, имитируя заботу о населении и порой превращаясь в настоящий парад популизма.