Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
Загрузить еще

Метро по 20 грн, электричка - 78 грн: Киев снова планирует поднять стоимость проезда

Метро по 20 грн, электричка - 78 грн: Киев снова планирует поднять стоимость проезда
Фото: facebook.com/kyivmetro

"Страшные цифры"

Городские власти непрозрачно намекнули, что проезд в Киеве будет дорожать. Как минимум до 20 грн, и скажите еще спасибо, если не до 25-ти.

На прошлой неделе Киевский метрополитен и Киевпастранс обратились к Киевскому городскому совету и мэру Виталию Кличко с требованием решить вопрос финансовой поддержки предприятий. В противном случае стоимость проезда в метро придется поднять до 21,05 грн, в наземном транспорте - до 25,18 гривны, а в городской электричке - до 78,90 грн. И копейки в конце сумм не случайны: чиновники изо всех сил стараются убедить украинцев в том, что на этот раз цифры взяты не с потолка, а экономически обоснованы. Правда, эксперты готовы с этим поспорить (подробнее см. Компетентно).

"Единым фронтом" с транспортниками решил выступить мэр Кличко, атаковав жителей столицы "страшной цифрой" себестоимости проезда в общественном транспорте.

"В Киеве серьезные вызовы относительно транспорта, так как он у нас дотационный, - отметил Кличко. - Чтобы он выходил в ноль, мы из бюджета Киева платим еще больше 2 миллиардов гривен ежегодно. Одновременно мы закупаем транспорт и увеличиваем зарплату. Могу сказать страшную цифру: себестоимость проезда в транспорте 15 гривен".

Где деньги?

Понятно, что словосочетание "страшная цифра" мэр употребил для красного словца - ему-то, автомобилисту и велосипедисту, к тому же живущему в шаговой доступности от места работы, от подорожания проезда ни жарко ни холодно. Не говоря о том, что и доходы нашего мэра немного выше среднестатистических. А вот киевлянам, которые добираются до места работы двумя-тремя видами транспорта, действительно стало не по себе. Выложить каждый день за проезд 100-120 грн большинство не готовы ни морально, ни материально.

И это не говоря о том, что со времени прошлого подорожания вдвое прошло менее трех лет! Не слишком ли увлеклись городские власти в своем стремлении залезть в карманы киевлян по самые локти?

Особенно неприятно, что к многомиллионным убыткам столичный коммунальный транспорт привели неправильные и непродуманные действия киевских чиновников прошлой и нынешней весной, когда они то останавливали столичный транспорт, то вынуждали его курсировать практически пустым. Но за глупость чиновников предлагают заплатить пассажирам.

Есть и еще один момент, о котором на своей странице в Фейсбуке написал народный депутат Алексей Устенко. Нардеп предложил высоким чиновникам поискать деньги в своих карманах и задал вопрос: были ли пересмотрены зарплаты топ-менеджменту?

"Зарплата руководителя КП "Киевский метрополитен" - более миллиона гривен! Такая же ситуация с его замами. В прошлом году во время избирательной кампании якобы к 60-летию метрополитена была организована под видом социальной рекламы пиар-кампания руководства за деньги самого предприятия. Напомню, что тогда руководитель метрополитена Брагинский и его заместительница Макогон баллотировались от партии "Удар" в Киевсовет. На плакатах они приписывали себе достижения, которые от них не зависели. Так, реконструкция вагонов метро была произведена за японские деньги, а установка дефибрилляторов произошла лишь благодаря колоссальному общественному давлению".

Устенко предложил уменьшить зарплаты руководству метро, заставить их вернуть деньги за якобы "социальную рекламу" в бюджет КП, а также разрешить метрополитену зарабатывать на рекламе.

Эстонский опыт

Ну как тут на фоне всех этих новостей не вспомнить о городах с бесплатным общественным транспортом? Ранее мы уже писали о подобном эксперименте в Таллинне, основной целью которого было разгрузить улицы, снизив количество поездок на личных автомобилях.

С 2013 года нововведение принесло эстонской столице немалую прибыль. Дело в том, что право бесплатного проезда в Таллинне имеют только его зарегистрированные жители. А в 2013-м многие жители эстонской столицы были зарегистрированы в других местах, то есть их налоги получали другие муниципалитеты. С введением бесплатного транспорта эти люди поспешили перерегистрироваться в Таллине, так что их налоги теперь достаются столице.

Впрочем, основная цель - пересадить горожан на автобусы и трамваи - так и не была достигнута. Число пассажиров действительно выросло, но лишь за счет того, что те, кто пользовались общественным транспортом раньше, стали пользоваться им чаще. Но новые пассажиры практически не появились - люди не торопятся пересаживаться с собственных авто на трамваи.

1 мая город с бесплатным общественным транспортом появился и в Украине - им стал Кривой Рог. Теперь все горожане с карточкой криворожца могут передвигаться по городу бесплатно.

Однако придется огорчить тех, кто думает, что рано или поздно такое возможно в Киеве - скорее всего, нет. Согласно расчетам местных чиновников, это нововведение потребует сумму менее 200 млн грн в год - в Киеве сегодня и при платном транспорте только на дотации идет в 10 раз больше.

Так что, если опыт Кривого Рога будет успешным, его с большей вероятностью используют в других небольших промышленных городах страны, а не в мегаполисах и туристических центрах, где слишком много приезжих.

КОМПЕТЕНТНО

"Маршрутки даже со стоимостью проезда в 10-12 грн являются прибыльными"

Василий Шевченко. Фото: ФБ

- Цель городского коммунального транспорта - не получение прибыли, а правильное распределение рабочей силы по городу, чтобы каждый человек мог добраться из точки А в точку Б быстро, недорого и комфортно, - отметил в комментарии "КП" в Украине" транспортный эксперт Василий Шевченко. - Не удивительно, что во всем мире общественный транспорт является дотационным, и в Киеве тоже не надо "изобретать велосипед".

В Киеве есть свои особенности, продолжает эксперт. Основным видом транспорта у нас является метро, которое относится не только к самым комфортным, но и к одному из самых дорогих видов транспорта. Ситуация с метрополитеном, как и в целом с общественным транспортом, оставляет желать лучшего. 70% доходов метро идет на выплату зарплат сотрудникам, и только 30% - на нужды компании. Нам нужны новые вагоны, нужно заменить рельсы, поменять технологии, переводя метрополитен на новое цифровое управление, и все это возможно только за счет дотаций. Не говоря о том, что изначально метро было рассчитано на гораздо меньшее количество людей.

- Учитывая, что метро перевозит 2 млн человек в день, все остальные виды транспорта являются "дополнением" к нему, - говорит Шевченко. - В Киеве работает электротранспорт (трамваи и троллейбусы) и, наконец, самый дешевый и самый экологически небезопасный транспорт - автобусы. И весь этот транспорт за период карантина понес колоссальные убытки. Весной 2020-го он вообще не работал, но это не означает, что сотрудникам не надо было платить зарплаты. К тому же, например, остановить и потом снова запустить работу метро - это огромные деньги. Да и в этом году из-за несогласованных и непродуманных действий властей общественный транспорт фактически работал вхолостую. И все это ложится на киевский бюджет.

По словам Василия Шевченко, озвученная Кличко себестоимость поездок в столичном общественном транспорте в 15 грн является "виртуальной". Она может быть как гораздо ниже (учитывая, что, например, маршрутки даже со стоимостью проезда в 10-12 грн являются прибыльными - иначе бы они не работали), так и выше (если целью является, скажем, создание высокотехнологического метрополитена). Но это совершенно не означает, что все это должно закладываться в стоимость проезда для пассажира.

- Поднимая тарифы на проезд, городские власти должны учитывать платежеспособность населения, - резюмировал Шевченко. - Как я уже говорил выше, общественный транспорт является дотационным, так что стоимость проезда зависит от суммы дотаций - вот об этом сейчас и идут дискуссии. К сожалению, ограничить аппетиты горадминистрации может не здравый смысл, а протесты киевлян. Если озвученные цифры приводят к волне недовольства, власть отступает - вот таким образом и формируется цена. И сколько бы чиновники ни называли ее "экономически обоснованной", на самом деле это просто консенсус между властью и обществом.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Хорошо там, где нас нет: в США дорогие парковки, а в Эстонии бесплатные трамваи