Уже совсем скоро всем официально работающим украинцам придется отчислять часть своих налогов в негосударственные пенсионные фонды. Те, в свою очередь, должны будут инвестировать и приумножать эти средства, чтобы их не съела инфляция. А к выходу на пенсию граждане получат прибавку к скудной государственной пенсии. Точнее, так должно быть в теории. Как этот механизм будет работать в реальности, сказать пока сложно - окончательный законопроект в парламент пока так и не представили. Экономисты предупреждают, что существует множество рисков, которые могут "помножить на ноль" пенсионные накопления, которые мы будем откладывать в вышеупомянутые фонды не один десяток лет. "КП" в Украине" вместе с экспертами разбиралась, что может случиться с деньгами будущих пенсионеров.
Недавно министр социальной политики Марина Лазебная заявила, что при помощи накопительной пенсионной системы удастся увеличить пенсионные выплаты в 1,5-3 раза.
"Средняя пенсия вырастет с 3500 до 7000 гривен. Пенсионные средства, накопленные за трудовую жизнь, будут переходить по наследству. Хорошо, если у человека наконец появится возможность иметь альтернативные источники получения пенсионных выплат", - сказала Марина Лазебная.
После в Минсоцполитике выпустили
Итак, по данным министерства, после введения накопительной системы украинцы по достижении 60 лет будут получать по две выплаты: обычную пенсию и выплаты из накопительного фонда. То есть теперешняя солидарная система останется, а к ней добавится вторая - накопительная.
- Сейчас, оплачивая социальные взносы, работающие люди приобретают страховой стаж, который влияет на размер их будущей пенсии, но в свою собственность ничего не получают, - говорят в министерстве. - Поэтому их будущая пенсия на самом деле будет зависеть от того, сколько взносов будут платить в будущем другие люди, от того, сколько будет таких людей. Законопроектом предлагается часть денег отправлять в накопительный фонд на личный счет человека. Это его личные средства. Снять раньше времени он не может, но может сам выбирать, в каком фонде их копить, может передать по наследству или воспользоваться в критических случаях.
По словам чиновников, государство собирается перенаправлять часть уплаченных налогов и сборов на личный счет гражданина в том фонде, который он сам и выберет. Так, из уплаченных налогов предлагается направлять на накопление долю в размере 2% от зарплаты. Кроме того, еще взносы в размере 2% от зарплаты будут перенаправляться человеку с сумм единого социального взноса, которые заплатил работодатель. Предполагается, что первое время ни работник, ни работодатель оплачивать не будут. А какие изменения внесут потом - еще никто толком не знает.
Зато рассчитывают, что деньги на пенсионных счетах будут "работать": вкладываться в экономику, ценные бумаги, акции, облигации предприятий, депозиты, банковские металлы и прочее. Такие вклады помогают экономике расти и увеличивают доход будущих пенсионеров.
- Накопительная пенсия будет выплачиваться дополнительно к солидарной и не уменьшит ее размер, - рисуют радужную картину в министерстве. - По собственному желанию начать получать накопительную пенсию можно позже, чем солидарную. Выплаты из накопительной системы могут быть пожизненными, одноразовыми и на определенный срок. Если средств накопится много - больше, чем нужно для пожизненной пенсии в размере прожиточного минимума, то остальные средства человек может по собственному выбору или получить единовременно, или в виде дополнительной выплаты на определенный срок (не менее 10 лет), или также направить в страховую компанию, чтобы пожизненная выплата была больше прожиточного минимума.
При этом, если средств накопится мало - недостаточно для пожизненной пенсии в размере прожиточного минимума, то их можно будет забрать единовременно. В отдельных ситуациях пенсионные накопления можно будет использовать до выхода на пенсию в любом возрасте.
|
На бумаге и в разъяснениях Минсоцполитики пенсионная реформа выглядит хорошо. Чиновники берут на вооружение опыт европейских стран - там именно так большинство работников копит себе на старость.
Однако есть риск, что в украинских реалиях европейский опыт может натолкнуться на целую гряду подводных камней, которые тут и там разбросаны в бурном финансовом море отечественной экономики.
Самый главный вопрос - как будут защищены деньги, которые граждане десятилетиями будут платить в счет будущей пенсии. Ведь за последние 30 лет наше общество пережило развал Советского Союза, потерю всех вкладов в Сбербанке СССР, гиперинфляцию 90-х, три резких девальвации (1998, 2008 и 2014 годов) гривны, чистку банковской системы, когда около 100 банков были выведены с рынка, и ряд других более мелких финансовых неприятностей.
Правительство предполагает, что деньги граждан, которые делают пенсионные взносы, будут попадать в специальные пенсионные фонды, которые будут их аккумулировать и преумножать. Это могут быть как государственные, так и негосударственные пенсионные фонды (НПФ). Но где гарантия, что эти самые частные и даже государственные пенсионные фонды не обанкротятся или руководство этих финансовых организаций не сбежит с деньгами, как это делали руководители некоторых банков?
Опрошенные нами экономисты говорят, что в тех законопроектах, которые были ранее представлены общественности, не предусмотрены ни механизмы индексирования пенсионных вкладов, ни их защита государством в случае банкротства пенсионных фондов.
И если в случае банкротства банка вы можете рассчитывать хотя бы на 200 тысяч из Фонда гарантирования вкладов, то при банкротстве пенсионного фонда перед вами в лучшем случае извинятся. Более того, если взять статистику негосударственных пенсионных фондов за последние 15 лет, то они не смогли защитить сбережения граждан даже от инфляции.
- Мы имеем отрицательное значение реальной, с поправкой на инфляцию, доходности системы негосударственного пенсионного обеспечения, - говорит эксперт Института экономики и прогнозирования НАНУ Сергей Зубик. - Многочисленные случаи злоупотреблений с пенсионными накоплениями во многом являются следствием несовершенной модели организации деятельности учреждений негосударственного пенсионного обеспечения. Для исправления ситуации необходимо создание эффективной системы управления с усилением ответственности учредителей и членов совета пенсионного фонда.
|
Безусловно, чиновники надеются на лучшее и обещают, что деньги украинцев попадут только в надежные пенсионные фонды.
- Для этого государственный регулятор (Национальная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку) отберет самые надежные накопительные пенсионные фонды и обнародует их перечень, - заверяют в Минсоцполитки.
Правда, как показывает практика, разворовать могут даже деньги корпоративного негосударственного пенсионного фонда Нацбанка (КНПФ НБУ). Казалось бы, где-где, а в Нацбанке должны были следить за отчислениями своих сотрудников очень внимательно. Однако бывшее руководство фонда,
О том, что без механизмов защиты средств вкладчиков негосударственных пенсионных фондов их сбережения рано или поздно обесценятся или попадут в руки мошенников, говорят многие.
- Законопроектами не предусмотрены действенные механизмы защиты пенсионных средств со стороны возможных мошеннических действий негосударственных пенсионных фондов, -
В ФРУ уверены: прежде, чем вводить второй уровень системы пенсионного обеспечения, государство должно позаботиться о гарантиях пенсионных накоплений. Иначе среди субъектов второго уровня, которые отчаянно лоббируют пенсионную реформу, могут появиться недобросовестные игроки. Как следствие люди полностью или частично потеряют накопленные на пенсию средства, и эта идея будет полностью дискредитирована.
Но даже если вам повезет и ваш пенсионный фонд будет работать честно, то не факт, что он своей прибылью сможет перекрыть потери от неожиданной девальвации или скачка инфляции. Например, в этом году проценты по банковским депозитам за вычетом налогов могут оказаться ниже уровня инфляции.
А ведь НПФ будут вкладывать деньги граждан в том числе и в банковские депозиты. При этом часть прибыли они будут тратить на собственные нужды – аренда офиса, зарплата персонала и т.п.
То есть если банк платит 10% в виде прибыли по депозиту, то НПФ вполне легально может деньги вкладчиков разместить на депозит и забирать себе половину прибыли: 5% тратить на свои нужды, а 5% - начислять клиентам. И никто не сможет обвинить руководство такого фонда в том, что прибыль растет медленнее инфляции.
В трудное время живем, граждане: сейчас в Украине нет возможности инвестировать "длинные ресурсы" (а пенсионные накопления именно таковыми и являются) в активы, защищенные от инфляции и девальвации, с растущей капитализацией. Экономист Алексей Кущ говорит, что после принятия закона существует риск направления 100% средств НПФ, которые будут аккредитованы при накопительном фонде, в гособлигации (ОВГЗ).
Подобный механизм работал в России, и там государство в 2014-м решило потратить эти деньги не по назначению, объяснив все кризисом. Нечто подобное может произойти и в Украине.
Как видите, проблем у законопроектов много. Остается только надеяться, что депутаты смогут внести в законопроекты правки, которые минимизируют риски потери пенсионных накоплений простых граждан.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ