Черная пятница-2020: что изменилось в эпоху коронавируса

Черная пятница-2020: что изменилось в эпоху коронавируса

Иванов Алексей / УНИАН

Время покупать

"Черная пятница" уже близко! Эта новость кому-то может показаться совершенно неважной: какая "черная пятница" с такой статистикой заболеваемости? Но, во-первых, продажи уже давно уходят в онлайн. Во-вторых, на фоне введения очередных ограничений, распродажи – это хоть какое-то развлечение. А в-третьих, в Украине "распродажные дни" пользуются неплохой популярностью: согласно данным платформы CyberMonday.Global, в прошлом году в Украине в "черную пятницу" число транзакций выросло на 691% от среднегодового показателя, а в "киберпонедельник" - на 197%.

В этой сфере Украина не просто идет в ногу с общемировыми трендами, но даже немного их опережает: в мире активность покупателей была выше на 561% и 148% соответственно.

Эксперты изучили статистические данные о глобальных распродажах "черная пятница" и "киберпонедельник" и выяснили, что 9% от годового объема продаж выпадают именно на осенний марафон распродаж. Украинские данные показывают, что пик интереса к этим дням пришелся на 2018 год. И хотя в прошлом 2019 году заинтересованность интернет-пользователей была не самой высокой, все же украинские покупатели в эти дни заметно оживляются. Самой активной, естественно, является пятница: на этот день в прошлом году пришлась почти четверть всех транзакций в период с 25 ноября по 2 декабря.

Особенности украинских распродаж

Надо сказать, что в то время как скидки в Европе вполне реальны, украинские продавцы зачастую лишь заявляют о бешеных распродажах. Уже в первой половине ноября одна из непродуктовых сетей разразилась рекламой о 50-70%-ных скидках, но цены на конкретные товары оказались на уровне цен в других сетях, которые о распродаже пока не объявляли.

Тем не менее, согласно данным исследования CyberMonday.Global, три четверти украинцев (74%), принимающих участие в распродажах, оценивают их положительно. Но процент недовольных клиентов в Украине все же достаточно высок: 21% сообщили, что они "скорее недовольны", а 5% отметили что "недовольны". Это выше среднемирового показателя недовольства ноябрьскими распродажами, который составляет 14% и 2% соответственно.

Среди людей, негативно оценивших распродажи, 59% указали на недостаточно большие скидки, 53% - на отсутствие скидок на интересующие их товары. Более трети опрошенных отметили, что продукты со скидкой раскупались слишком быстро, а каждый десятый сетовал на неработающие купоны.

Что изменила пандемия

Эксперты CyberMonday.Global считают, что пандемия и вызванная ею ситуация на рынке труда и в экономике могут снизить покупательскую активность потребителей. Опросы показывают, что в период ноябрьских распродаж украинцы готовы потратить достаточно небольшую сумму – менее 140 долларов (подробнее см. Вопрос ребром).

Аналитик ТелеТрейд Сергей Родлер констатирует: в последние годы "черная пятница" все больше смещалась в онлайн: развитие электронной коммерции пришлось по душе покупателям, у которых теперь нет особой необходимости в посещении забитых торговый центров. Очевидно, что из-за эпидемиологической обстановки в 2020-м эта тенденция получит дополнительный импульс.

- Онлайн-торговля занимает все большую часть розницы, маркетплейсы отбивают покупателей у традиционных офлайн-магазинов, предлагая более конкурентные цены, удобную доставку, иногда даже день в день, - констатирует экономист Владислав Банков. – Так что будущее в любом случаем именно за онлайн-торговлей, а коронавирус и пандемия только ускорили и усилили этот глобальный тренд. Добавьте сюда регуляторную "помощь" властей в разных странах, и вы поймете, что новый уклад все ближе.

По мнению эксперта, после розницы, удар ощутят арендодатели торговых и офисных площадей, поскольку вслед за частью торговли ушедшей в онлайн, на дистанционную работу переходят и офисы.

Что касается скидок, то, говорит Банков, у разных продавцов разные стратегии: кто-то зарабатывает на объеме, а кто-то - за счет предварительной высокой наценки.

- Не думаю, что стоит ожидать повышенных скидок, но вот сам период распродаж может быть продлен, чтобы максимально стимулировать потребителей на покупки, - считает Родлер. - Например, на родине "черной пятницы" в США крупные ритейлеры, такие как Amazon, Walmart, Best Buy и т.д., уже сейчас снижают цены на отдельные позиции. Связано это в первую очередь с результатами опросов, согласно которым 40% американцев в этом году намерены сократить расходы на распродажах. А ведь правительство выплачивало им солидное пособие по безработице, в то время как благодаря околонулевым процентным ставкам ФРС стоимость кредитов ощутимо снизилась.

Вероятнее всего, украинские продавцы возьмут пример с американских коллег и предложат скидки гораздо раньше календарной "черной пятницы", считает Родлер. Кроме того, продавцы будут напирать на онлайн-каналы продаж, чтобы снизить издержки. Таким образом, "черная пятница" имеет все шансы растянуться во времени чуть ли не на месяц, а большинство покупок будет совершаться онлайн.

ВОПРОС РЕБРОМ

Чего хочет покупатель?

Статистика поисковых запросов может многое рассказать об украинских покупателях. В частности, оказалось, что Black Friday и Cyber Monday ассоциируются прежде всего со скидками на электронику, однако в Украине, судя по запросам, в распродажи активно включаются молодые мамы. Во время ноябрьских акций больше всего увеличивается спрос на товары для детей – плюс 47% относительно среднегодового показателя. Аналогичная тенденция характерна для покупателей из Австралии, Испании, Португалии, Польши, Румынии, России.

Второй по популярности категорией товаров является обувь (+42%), а на третьем месте - бытовая техника (+37%). Спрос на электронику растет на четверть.

Судя по опросу, проведенному среди жителей 44 стран, украинцы готовы к относительно невысоким затратам в ноябрьские распродажи – в среднем 139 долларов в эквиваленте. Это сопоставимо с намерениями жителей ЮАР (130 долларов) и Венгрии (145 долларов).

Самые скромные покупки совершат в Пакистане (62 доллара) и Нигерии (67 долларов), а наибольшие суммы на распродажах вполне ожидаемо планируют потратить жители США  - 476 долларов.

ВАЖНО

Как правильно и быстро покупать вещи на распродаже. Главные правила успешного шопинга в черную пятницу:

  • намечаем цели
  • составляем список
  • выбираем магазины
  • анализируем цены
  • покупаем быстро
  • не рассчитываем на быструю доставку

СПРАВКА

Что такое "черная пятница" и "киберпонедельник"

"Черная пятница" - это пятница после Дня благодарения в США, который приходится на четвертый четверг ноября. Соответственно, "черная пятница" выпадает в промежуток времени с 23 по 29 ноября, в 2020-м – на 27 ноября. С этого дня начинается традиционный рождественский сезон распродаж.

"Киберпонедельник" – это понедельник, наступающий после "черной пятницы" (в 2020-м – 30 ноября). Если "черная пятница" традиционно ассоциируется с пиком продаж в обычных магазинах, то "киберпонедельник" - это напряженный день в интернет-сегменте розничной торговли и в онлайн-магазинах.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Рынок против магазина: где мы покупаем продукты

Чтобы не пропустить все самое важное и интересное, подписывайтесь на нас в соцсетях