Карантин положил на лопатки целые отрасли, которые последние месяцы только и делают, что подсчитывают убытки. Но если весной новости об ограничениях вызывали у бизнеса активное негодование, то сегодня страсти поутихли: очередное продление карантина до конца лета уже такой бурной реакции не вызвало.
"КП" в Украине" из первых уст узнала, как сегодня работается представителям разных сфер.
О том, что больнее всего карантин ударил по кафе и ресторанам, "КП" в Украине" писала не раз. Директор "Ресторанного консалтинга" Ольга Насонова и вовсе назвала его "началом большой ресторанной чумы", которая скосит около 20% рынка.
Тем не менее, наши кафе и рестораны голыми руками не возьмешь, и они готовы побороться. Правда, сотрудники заведений признаются, что в большой степени сегодня выживают за счет постоянных клиентов и частичного игнорирования карантинных мер.
- Конечно, все наши сотрудники работают в масках и перчатках, хотя в такую жару удовольствия в этом мало, - поделилась в беседе с "КП" в Украине" сотрудница популярной сети кофеен Оксана. – Но если мы будем заставлять наших клиентов на входе надевать маску, к нам просто никто не придет! Да и как-то странно это выглядит – делать заказ в маске, а потом полчаса сидеть за столиком без маски.
По словам Оксаны, клиентов и без того стало в разы меньше. Точка, в которой она работает, расположена возле метро, и в выходные они в хорошие времена продавали кофе на вынос, потому что свободных столиков никогда не было. Сейчас клиенты берут стаканчик кофе и могут с ним просидеть и час, и полтора – в зале, как правило, не более 5-6 посетителей.
Александр, работающий в авторском кафе на Подоле, говорит, что его заведение держится на плаву исключительно за счет постоянных клиентов. Новые посетители заходят очень редко, несмотря на то что место достаточно оживленное.
Ничуть не меньше, чем кафе и ресторанам, досталось спортивным клубам. Они тоже закрылись в один день, и тысячи их сотрудников остались на несколько месяцев без работы.
- Первый месяц я и многие мои коллеги отдыхали - все же думали, что это ненадолго, - говорит тренер по прыжкам на батуте Владимир. - А потом, когда поняли, что конца карантину не видно, начали звонить постоянным клиентам и предлагать им индивидуальные тренировки. Так худо-бедно удалось продержаться пару месяцев.
В отличие от сетевых спортклубов, куда клиенты еще десять раз подумают, возвращаться им или нет, у Владимира после смягчения карантина недостатка в клиентах нет. По его словам, этот вид спорта достаточно специфический, и, к счастью для него, перейти на домашние занятия у спортсменов здесь не получится.
Все мы помним очереди возле строительных супермаркетов в самом начале карантина: помаявшись без дела, многие украинцы решили заняться ремонтами в своих квартирах. И, надо сказать, что "сезон ремонтов" все еще в самом разгаре. В частности, как свидетельствует аналитика
Понятно, что многое украинцы стараются делать своими силами. Но даже умельцам с "золотыми руками" некоторые работы не под силу – например, повесить кондиционер, поменять окна или установить натяжные потолки.
Казалось бы, у этих бизнесов не должно было возникнуть больших проблем с клиентами, тем не менее им тоже пришлось идти навстречу заказчикам и учиться работать в новых условиях.
- В марте-апреле мы столкнулись с тем, что клиенты находились в постоянном страхе и стрессе, - рассказывает мастер по установке окон Юрий. – Самая распространенная задача в тот период ставилась так: "поменяйте нам окна, только чтобы в квартиру никто не заходил, потому что мы на самоизоляции". Пришлось работать в новом режиме – в масках, перчатках, бахилах, да еще и антисептик всегда в запасе. Но, надо сказать, клиентов такой формат работы очень успокаивал еще на этапе телефонных переговоров.
А менеджер фирмы, которая занимается установкой натяжных потолков, Светлана говорит, что прибыль компании немного упала не только из-за необходимости постоянно закупать защитные средства, но и из-за того, что поставщики материалов "задрали цены".
- Поставщики просто выкручивают руки: цены поднялись на 15-20%, а то и больше, – говорит Светлана. - Объясняют это тем, что три месяца у них не было никаких продаж, а теперь надо отбить период простоя и заработать. У нас же пока декабрьские цены, благодаря чему поток клиентов не иссякает. Но вряд ли мы сможем долго продержаться в таком режиме.
В первые недели карантина выручка интернет-магазинов взлетела: во-первых, традиционные магазины неожиданно закрылись, а во-вторых, людям на самоизоляции понадобились совершенно новые товары: кому-то – компьютерный стол, чтобы работать из дома, кому-то – коврик для йоги и гантели, чтобы не потерять форму, а кому-то – настольные игры, чтобы было чем заняться с детьми.
Сергей, работающий сервис-менеджером в компании, которая занимается доставкой и продажей аудио и видеотехники, уверяет: никаких проблем ни с поставками из Европы, ни с продажей техники в Украине в период карантина у них не было. Более того: три месяца продажи устойчиво росли и только в последнее время стабилизировались.
- График нашей работы не поменялся ни во время жесткого карантина, ни в период адаптационного: 3-4 дня в неделю я работаю из дома, соответственно, 1-2 дня – из офиса, - говорит Сергей. – Честно говоря, после Нового года думал увольняться, а сейчас рад, что этого не сделал: учитывая новую реальность, этот бизнес оказался очень устойчивым к кризису.
КОМПЕТЕНТНО
|
- В той или иной степени бизнесы начали адаптироваться к новым условиям с самого начала карантина, а существенный рывок произошел после возобновления работы общественного транспорта, - отметил в комментарии "КП" в Украине" директор по странам Восточной Европы компании World Staff Виталий Михайлов. – В полную силу заработала логистика, люди снова получили возможность свободно перемещаться и, наконец, смогли доехать на рабочие места. Хотя справедливости ради надо сказать, что для многих это оказалось теоретической возможностью – они по-прежнему остались работать на "удаленке". Плюс наступил сезон отпусков и заработал сезонный бизнес на Черноморско-Азовском побережье, в Карпатах.
Несмотря на то что большинство бизнесов пострадали от карантинных мер, есть те, кого это коснулось в меньшей степени. Например, в то время как мелкие фермеры весной даже были вынуждены выбрасывать свою продукцию, поскольку им ее негде было сбывать, крупные агрохолдинги продолжали работать в привычном режиме. Их офисы перешли на удаленную работу, а "в полях" ничего не изменилось – там и так работа "удаленная". Как и прежде, здесь сеяли, пахали, покупали запчасти, топливо и удобрения. И мы все имели возможность убедиться, что цены на агропродукцию только выросли – достаточно вспомнить, по какой цене продавались клубника, черешня и другие сезонные ягоды и фрукты.
К сферам, у которых все было очень хорошо, особенно в первые месяцы, можно уверенно отнести интернет-магазины (в них все ушли из-за отсутствия альтернативы) и продуктовые магазины (меньше есть украинцы не стали, а некоторые ели даже больше, "заедая" стресс).
В то же время есть немало бизнесов, которые в период ограничительных мер чувствуют себя не просто плохо, а очень плохо. В первую очередь это рестораны, многие из которых после послаблений просто не открылись и уже, возможно, никогда не откроются. Они пытались работать в новых условиях, в том числе и на доставку, но оказалось, что это либо выход "в ноль", либо убыточно, так что в большей степени такая работа была направлена не на получение прибыли, а на сохранение рабочих мест.
Большие проблемы у кинотеатров: зрители уже перешли на домашние кинотеатры, купили себе приставки и постепенно привыкли все смотреть онлайн.
Недостаток клиентов почувствовали спортклубы – опять же, многие их клиенты приспособились заниматься дома. Да и не хотят люди подвергать себя лишнему риску, особенно, когда статистика заболеваемости растет.
В целом бизнесы в "развлекательно-необязательной" сфере сокращаются, и прогнозы здесь неутешительные. Не исключено, что ограничения сохранятся до зимы, и работать в таком подвешенном состоянии для них просто нереально. Такого запаса прочности у бизнеса просто нет – он есть лишь у транснациональных корпораций, да и то не у всех.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ