Страшилки о том, что в ближайшее время с прилавков пропадет украинская картошка, вполне могут стать реальностью. И на этот раз дело не в плохом урожае, неподготовленных хранилищах или неправильной логистике. Как рассказала в комментарии "КП" в Украине" исполнительный директор Украинской ассоциации производителей картофеля Оксана Руженкова, все дело в ООНовском стандарте, имплементированном Украиной осенью 2018-го.
- Благодаря этому стандарту, к сожалению, тенденция 2019-2020 года, когда украинский картофель уступил место импортному, продолжится и в новом сезоне, - говорит Руженкова. – Согласно этому документу, который супермаркеты используют в качестве ДСТУ, поскольку других действующих документов в Украине нет, в супермаркетах может продаваться только мытый, да еще и крупный картофель, диаметром в разрезе от 5 сантиметров и более.
Казалось бы, для потребителя это явный плюс – мытая крупная картошка выглядит гораздо привлекательнее, чем грязная и мелкая. Но, как и в любой другой ситуации, здесь есть и обратная сторона. И она демонстрирует сразу два огромных минуса.
Первый минус касается потребителей – ведь у такого картофеля и цена будет соответствующей, которая может оказаться потребителю не по карману. Например, приводит цифры эксперт, если мелкий картофель третьего сорта сейчас стоит 6-8 грн, картофель покрупнее второго сорта – 10-12 грн, немытый крупный картофель – 15-16 грн, то мытый крупный – 20 грн. Конечно, нет ничего плохого, когда у покупателя есть выбор, но в том-то и дело, что как раз выбора и не будет: супермаркеты планируют предлагать украинцам только самый дорогой товар. И, наверное, в ситуации, когда половина населения страны едва сводят концы с концами, это не самое разумное решение.
Второй минус касается производителей картофеля, которых новый стандарт бесцеремонно выживает с рынка. Дело в том, поясняет Оксана Руженкова, что на территории Украины работают всего три завода, которые могут мыть картофель. Поскольку удовлетворить всю потребность отечественного рынка в картофеле они не могут, украинскую картошку вытеснит товар из РФ и Беларуси, где овощеводство является дотационным.
- Особенно печально, что одним только вытеснением украинских картофелеводов из супермаркетов дело не ограничивается, - продолжает эксперт. – Традиционно много картофеля покупают бюджетные организации – Минобороны, системы образования и медицины. Закупки происходят через систему ProZorro, и теперь в соответствии с новым стандартом, они тоже не смогут купить украинскую картошку.
Выход из ситуации не так уж сложен – либо изменить стандарт, либо дать производителям возможность и время построить дорабатывающие заводы, а еще лучше – сделать и то, и другое.
В противном случае наши супермаркеты вполне могут повторить опыт польской продуктовой сети Biedronka, которая продавала украинские огурцы под видом польских. Не будем обижать украинских продавцов: они ничуть не менее находчивы, чем польские. Поэтому не исключено, что в условиях, когда потребительский патриотизм становится популярным и даже модным, наши умельцы начнут продавать нам российский картофель с пометкой "выращено в Украине".
Чистая картошка для многих покупателей выглядит подозрительно и как-то ненатурально: некоторые подозревают что грязь смывают какой-то "химией".
На самом деле, здесь нет ничего секретного и картошку на заводах моют обычной водой.
Как рассказала Оксана Руженкова, клубни высыпают на сортировочную ленту, работники вручную отбирают брак и выбрасывают, и дальше по ленте картофель либо опускается в ванну (в некоторых есть своеобразный "душ Шарко"), либо на самой ленте земля сбивается струями. Методы мытья могут быть разными – это зависит от оборудования производителя.
Мытую картошку лента подвозит под обдув (часто таких столов с обдувом несколько), после чего картофель отправляется на фасовку.