После того как цены на нефть в мире обвалились, украинские водители начали заглядываться на стелы заправок в надежде на скидки. Но АЗС пока не спешат снижать стоимость топлива, лишь увеличивают размеры скидок постоянным клиентам. Стоит ли ждать падения стоимости топлива во время карантина?
После резкого обвала нефтяных цен ниже 30 долларов за баррель черное золото находится под давлением. В последние дни нефть торгуется в диапазоне 25-28 долларов, и, пока не восстановится спрос, причин для роста котировок эксперты не видят. Некоторую надежду трейдеров вызвала новость о том, что США вскоре примут пакет мер поддержки экономики в борьбе с коронавирусом на 2 триллиона долларов, который может ослабить экономическое воздействие пандемии и поддержать спрос на нефть. На этих новостях баррель подорожал на 2 доллара, но на большее запаса оптимизма не хватило.
Между тем стоимость автомобильного и авиационного топлива во всем мире находится под сильным давлением из-за падения спроса, поскольку страны вводят ограничения на гражданские авиаперевозки. Это вынуждает все большее количество НПЗ сокращать производство.
В Азии норма прибыли от авиатоплива стала отрицательной впервые за более чем десятилетие. Европейские цены на реактивное топливо упали до почти 17-летнего минимума, и в течение последних восьми торговых сессий европейские нефтеперерабатывающие заводы производили бензин с убытком.
Дешевеет бензин и в Украине. Только падают цены на оптовые партии, а в рознице он остается дорогим.
Средняя цена дизтоплива в мелкооптовом сегменте 23 марта снизилась на 15 коп./л - до 17,55 грн/л, свидетельствуют данные ежедневного ценового мониторинга "Консалтинговой группы А-95".
Как говорят эксперты, оптовые цены ДТ снижаются в течение последних двух недель и за этот период опустились на 10% (на 1,9 грн/л) до минимального с июля 2017 г. уровня.
Однако в рознице стоимость литра бензина практически не изменилась. Эксперты говорят, что сдерживающим фактором стало ослабление гривны. Одни говорят, что сети распродают старые запасы, другие же, что боятся девальвации, которая может съесть весь "профит" от падения цен на нефть.
Пока что заправки разослали своим постоянным клиентам персональные скидки на бензин. В некоторых сетях они составляют 5 грн на литре.
Эксперты говорят, что дальнейшее движение цен на топливо будет сильно зависеть не только от курса доллара и цен на нефть, но и от того, как долго продлится карантин.
- Крупнейшие сети АЗС сообщили о начале падения продаж примерно с середины недели на 15%, к выходным – на 20% и более по сравнению с предыдущей субботой, - поясняет директор консалтинговой компании "А-95" Сергей Куюн. - Наибольший спад – 40% – в западных регионах. В лидерах Закарпатье и Черновцы. На станциях в районе погранпереходов продажи упали на 90%.
По его словам, ожидания у всех нефтетрейдеров тоже более-менее одинаковые – снижение реализации в апреле на 40-50%. И это весьма оптимистично, учитывая, что в Италии заправки потеряли 70-80%. При этом участники топливного рынка приготовились к тому, что карантинные меры по стране могут затянуться на 4 месяца. Это приведет к закрытию около 25% АЗС, у которых и до кризиса были минимальные объемы продаж.
- Еще 10-15% – в группе риска, - поясняет Куюн. - Например, какой смысл в работе приграничных станций, если граница закрылась, а местное население, которое жило в основном за счет челночных поездок, впало в режим использования не ахти каких запасов.
Что касается цен, то, по словам Сергея Куюна, снижение цен в начале месяца было полностью компенсировано девальвацией.
- На апрель я закладываю доллар по 30 грн, - прогнозирует Куюн. - Расчет показывает потенциал снижения по бензину на 3 грн/л, по ДТ – на 2,5. Если доллар будет по 28, тогда 4,2 и 3,7 грн/л соответственно. Если бы не провал курса, падение цен на нефть и нефтепродукты в мире дало бы снижение закупочных цен в апреле на 6 и 5,5 грн/л для бензина и ДТ соответственно.
Но это все было бы так, если бы в Украине продолжал сохраняться спрос на бензин. А в условиях карантина спрос на топливо резко снижается.
- Параллельно растут затраты на эксплуатацию АЗС: индивидуальная доставка сотрудников на рабочее место, обеспечение средствами защиты, бесконечная дезинфекция помещений, прочие "карантинные" мероприятия, - говорит Куюн. - И ко всему - снижение выручки в кафе и магазинах. Иными словами, постоянные расходы остаются, к ним добавляются немалые "карантинные", и при этом доходы падают. Как сохранить бизнес и людей? Ответ универсальный для любого бизнеса – только за счет увеличения наценки. Если мартовский потенциал снижения съела девальвация, то сегодня экономику АЗС уже вовсю съедает крушение продаж. Лично я вижу, что ценовая стабильность будет очень неплохим вариантом в данной ситуации, уж точно лучше, чем рост, как на другие товары. Если удастся остановить падение гривны, думаю, небольшое снижение станет более вероятным. В долларовом эквиваленте падение цен будет в любом случае.
Эксперты рассказывают, как повлияет девальвация рубля на украинский валютный рынок.