Депутаты намерены проголосовать за рынок земли и наконец-то снять многолетний мораторий, который не давал владельцам сельхозпаев законно распоряжаться своей собственностью. Большинство политиков и экспертов разделились на два лагеря – одни поддерживают запуск рынка земли, другие выступают категорически против. Мы сегодня не будем оценивать все плюсы и минусы выбранной модели, а остановимся на тех изменениях, которые были внесены в законопроект после первого чтения, и последствиях, к которым они могут привести.
Закон о рынке земли был принят в первом чтении еще в ноябре. Однако тогда он вызвал огромную волну критики, которую частично попытались учесть.
Больше всего вопросов после первого чтения законопроекта вызывала норма, согласно которой максимальный размер земель в одних руках не может превышать 210 тысяч гектаров. Недовольны были все – и крупные агрохолдинги, которые сконцентрировали в своих руках земельные пулы по 500-600 тысяч гектаров, и мелкие фермеры, которые считают, что конкуренты с такими объемами смогут их попросту задушить. Забегая наперед, скажем, что эту норму изменили.
Кроме того, первое чтение предполагало, что право собственности на украинскую землю могут приобретать:
Иностранцев обещали допустить на рынок земли, но через четыре года. При этом условия о проведении референдума, как это обещали первые лица государства, в документе не было.
Как говорилось в документе, устанавливается минимальная стартовая цена продажи земельных участков государственной и коммунальной собственности на земельных торгах на уровне не ниже нормативной денежной оценки.
Ко второму чтению в документ внесли несколько тысяч правок. Но большинство из них наверняка будут отсеяны.
Самой важной можно назвать уменьшение максимального земельного пая в одни руки до 10 тысяч гектаров. По сравнению с прошлой редакцией - более чем в 20 раз. Также из текста исчезли ограничения по процентам владения землей в ОТГ и области. Видимо, на таких небольших объемах решили отказаться от ранее установленных лимитов.
Кроме того, в итоговый документ внесены следующие правки:
В целом, экспертам доработанный законопроект нравится больше, чем его первая редакция, но все-таки ряд рисков в нем заложен.
Первый касается участия банков в кредитовании аграриев. По мнению экономистов, банки могут продавать землю обанкротившихся фермеров как раз тем, кто начнет скупать крупные пулы гектаров. А государство может поспособствовать такому процессу.
- Государство обещает компенсировать ставки аграриям, которые выкупают землю в собственность, - говорит экономический эксперт Алексей Кущ. – Но выплатить такой кредит – это дело не одного года. А теперь представьте, что в этом году государство компенсирует часть процентной ставки, а в следующем в бюджет забудут заложить деньги для компенсации. И вот кредит под условные 5-8% уже превращается в кредит под 20% годовых! Часть фермеров не смогут платить, и земля перейдет банку.
Также эксперты уверены, что запрет на концентрацию больших участков земли в одних руках при желании тоже можно будет обойти. Для этого землю будут покупать через подставных лиц.
Кроме того, депутаты отказались ограничивать максимальное количество земель в собственности на местном уровне до 35% территории местных общин. Это значит, что отдельные ленд-лорды могут скупить до 10 тыс. га и монопольно контролировать рынки земли отдельных ОТГ, что будет усиливать их влияние в том или ином регионе.
Что касается прогноза цен на рынке земли после его открытия, то эксперты сходится в том, что средняя цена гектара земли буде колебаться в районе 1,5-2 тысяч долларов.
Несмотря на все эти замечания, большинство экспертов говорят о том, что рынок земли нужно открывать. Это должно стать позитивным толчком для экономики - в исследовании Киевской школы экономики прирост составляет 2-3 процентных пункта в год в зависимости от модели рынка. Еще эксперты говорят, что открытие рынка приведет к тому, что земля будет переходить от менее эффективных к более эффективным собственникам, которые производят больше продукции. Кроме того, чувство собственности заставит производителей иначе относиться к земельным ресурсам.
Хотя в целом запуск рынка земли в таком виде, как предлагают депутаты, будет очень ограниченным. Более того, он фактически не дает купить землю для крупно-товарного производства. Если, конечно, в него не будут заведомо внесены какие-то лазейки для определенных категорий бизнесменов.