По стопам Омеляна, или Сможем ли мы доехать от Киева до Одессы за полтора часа

По стопам Омеляна, или Сможем ли мы доехать от Киева до Одессы за полтора часа

Комментарии: 1
Фото: facebook.com/Ukrzaliznytsia

Путешествие из Киева в Одессу

На днях был подписан Меморандум о взаимопонимании и сотрудничестве между "Укрзализныцей" и китайской компанией CRCC. По словам министра инфраструктуры Владислава Криклия, привлечение китайских партнеров поможет модернизировать украинскую железную дорогу, и в Украине наконец-то появятся современные скоростные поезда.

Длинный спич министра мог бы так и остаться незамеченным, если бы не обещание короткого путешествия между столицей и "жемчужиной у моря".

"Тот факт, что китайская корпорация решила открыть в Украине представительство и подписать меморандум о стратегическом сотрудничестве, свидетельствует о том, что экономическая ситуация в Украине меняется в лучшую сторону, - отметил Владислав Криклий. - Мы рассчитываем, что сотрудничество между Укрзализныцей и CRCC позволит значительно улучшить состояние транспортной инфраструктуры. Стремимся привлечь прямые структурные инвестиции в создание комплекса высокоскоростного железнодорожного сообщения не только между городами-миллионниками в Украине, но и в рамках европейской интеграции и выполнения Соглашения об ассоциации в буквальном смысле привести Украину в Европу, когда добраться по железной дороге в Варшаву, Будапешт и Бухарест можно будет не более чем за три часа, а из Киева в Одессу поезд будет идти 1,5 часа вместо нынешних 7-8".

"Это как гиперлуп, только дороже"

В большинстве своем украинцы отнеслись к обещанию Криклия с недоверием, да и эксперты не видят, за счет чего могут быть реализованы обещания в ближайшей перспективе. У всех так и напрашиваются сравнения министра с его предшественником Омеляном, а скоростного поезда – с гиперлупом.

- После разделения УЗ на три составляющие (инфраструктура, пассажирские перевозки и грузовые) есть большая угроза того, что электричка в Коростень будет стоить как самолет в Варшаву или Стамбул. Эта идея - своеобразный "выкидыш" предыдущих фантазий Омеляна касательно запуска гиперлупа в Одессу и поезда на новой европейской колее. Нынешних чиновников вполне можно назвать почетными "гиперлуповичами". А "по нечетным" они просто выклянчивают премии. "Чисткой сараев" в виде наведения минимального порядка на железной дороге они так и не хотят заниматься. Вместо этого организовывают дымовую завесу для прикрытия "распила" железной дороги на три части, - говорит экономист Алексей Кущ.

О том, что чиновники упрямо идут по пути, начатому Омеляном, говорит и транспортный эксперт Василий Шевченко. И задается вопросом: если мы не можем построить даже автомобильные дороги, как мы можем начинать гораздо более технологичное строительство?

Эксперт напомнил о намерении построить платную дорогу "Киев - Белая Церковь", которая так и осталась в мечтах. Дело в том, говорит Шевченко, что для того, чтобы такая дорога окупилась, необходимо, чтобы транспортный поток был н менее 24 тысяч машин в сутки, а там их вдвое меньше. Плюс ко всему, у украинцев нет привычки к платным дорогам.

- Стоимость строительства железной дороги с электрическим видом топлива будет гораздо затратнее, чем строительство трассы. Плюс подвижной состав, - говорит Шевченко. – Словом, как гиперлуп, только дороже. Ведь стоимость туннелей ниже стоимости мостов.

Надо брать пример с поляков!

Василий Шевченко приводит в пример поляков, которые сначала восстановили дороги, а потом с помощью европейцев построили автомобильные магистрали. У нас же в этом вопросе - бессистемность и хаос: за все хватаются и ничего не делают.

Для Европы, кстати, в сфере грузовых перевозок магистрали важнее: там грузы железной дорогой не возят. 80% перевозок на европейских железных дорогах составляют пассажирские и только 20% - грузовые. Европейцы экспортируют не тяжелые грузы, а технологии, а для высокотехнологичных продуктов автомобильная доставка "от дверей до дверей" гораздо более удобна.

В Украине же обратная ситуация: 80% составляют грузовые перевозки. Из-за этого мы не можем перейти на более дешевые, но неподходящие для перевозки грузов узкие колеи. И из-за этого же поездки в украинских поездах не слишком комфортны.

- Основные нарекания пассажиров касаются низкого комфорта и высоких цен, причем и то, и другое вполне объяснимо, - рассказывает эксперт. - Изначально наша железная дорога являлась участком советской, основной целью которой было доставить товар к портам. Пассажирский транспорт всегда был второстепенным, работая на тех же колеях при той же инфраструктуре. Очевидно, что составы по тысяче тонн деформировали колею, и пассажирскому поезду это комфорта не добавляет.

Но на это обращали мало внимания, пока украинская железная дорога перевозила достаточное количество грузов. Однако ухудшающийся из года в год сервис привел к тому, что клиенты стали переключаться на автомобильный транспорт. Так что сегодня по железной дороге перевозят лишь то, что невозможно перевезти по автомобильной - руду, лес и т.д. Грузовые перевозки приносят "Укрзализныце" все меньше денег, и если не запустить на железной дороге частную тягу, мы так и будем иметь на 90% изношенный состав.

МНЕНИЕ

"Сотрудничество с немцами более перспективно"

- Китайская экономика замедляется на протяжении последних лет, вследствие чего был задуман проект "Один пояс и один путь", который призван решить данную проблему, - разъясняет аналитик TeleTrade Сергей Родлер. - Пекин активно инвестирует в другие страны, но делает это специфически: условия "помощи" крайне жесткие, и некоторые государства в конечном итоге вынуждены расплачиваться своими природными ресурсами. К тому же, в работе используется труд китайцев и китайское оборудование, так как главная задача подобных инициатив - это помощь компаниям КНР. Выиграет ли от сотрудничества украинская экономика, говорить пока рано - необходимо узнать подробные условия.

Скоростные поезда, на мой взгляд, более реальны, чем гиперлуп, о котором вполне серьезно рассуждал предыдущий министр инфраструктуры, но и здесь необходимо учитывать специфику страны. В Китае живет огромное число людей, которые активно перемещаются между городами-миллионниками, из-за чего сеть скоростных поездов окупает затраты и позволяет заработать. В Украине же ситуация совершенно другая: низкая мобильность граждан, да и население даже крупных городов достаточно небольшое. Положение дел можно сравнить с соседней РФ, где присутствует всего один подобный маршрут между туристическими и деловыми центрами - Москвой (12 млн человек) и Санкт-Петербургом (5 млн человек), по которому в каждую сторону в день проходит по 13-14 скоростных поездов, исключая обычные составы. Будет ли подобный спрос на путешествие из Киева в Одессу, и готовы ли люди переплачивать в 2-3 раза за скорость - большой вопрос.

Безусловно, 7-8 часов, за которые поезда проезжают около 500 км, - это долго. За счет модернизации железной дороги и запуска нового подвижного состава время в пути можно сократить до 4-5 часов. В этом смысле гораздо больший интерес представляет возможное сотрудничество с Deutsche Bahn. Немецкие специалисты могли бы провести кардинальную реформу управленческих механизмов и увеличить эффективность использования инфраструктуры. Учитывая, что 80% всех грузоперевозок приходятся именно на железную дорогу, если экспортно-ориентированная Украина хочет ускорить рост ВВП и увеличить объемы внешней торговли, без модернизации существующей инфраструктуры не обойтись. Похоже, правительство всерьез взялось за реструктуризацию "Укрзализныци", прекрасно понимая, какой позитивный эффект это окажет для развития страны, так что определенный оптимизм относительно будущего железных дорог все же присутствует.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Официально: Deutsche Bahn будет не только консультировать, но и управлять "Укрзализныцей"

Чтобы не пропустить все самое важное и интересное, подписывайтесь на нас в соцсетях

Политика

Гончарук предложил отбирать у лжеминеров жилье
Гончарук предложил отбирать у лжеминеров жилье

Из-за фейковой информации о массовых минированиях объектов инфраструктуры полицейские зря тратят время.

Возвращение Сергея Подгайного в одесскую мэрию: Труханов платит по старым долгам?
Возвращение Сергея Подгайного в одесскую мэрию: Труханов платит по старым долгам? 15

У мэра Одессы кадровый голод. Усилить ключевые позиции Геннадий Труханов решил за счет старой, проверенной еще со времен Эдуарда Гурвица гвардии.

Глава Минобороны - о ракетной программе в Украине, секретности и своем уходе
Глава Минобороны - о ракетной программе в Украине, секретности и своем уходе 231

Андрей Згороднюк подробно рассказал о возможных будущих изменениях в украинской армии.

Экономика

Гончарук: до конца 2020 года вся  тень  на наших рынках должна уйти
Гончарук: до конца 2020 года вся "тень" на наших рынках должна уйти 60

Правительство хочет искоренить нечестные тендеры и налоговые схемы.

Компании Олега Бахматюка заплатили 7,7 млрд грн налогов в бюджет страны
Компании Олега Бахматюка заплатили 7,7 млрд грн налогов в бюджет страны 89 1

Сумма налогов и сборов, полученных бюджетом Украины от Группы компаний "Укрлендфарминг" и "Авангард" за три года, составляет 7,722 млрд грн грн.

Честный бизнес может не бояться проверок, - Нонна Багмет
Честный бизнес может не бояться проверок, - Нонна Багмет 103 1

Государственные ревизоры-инспекторы уже привыкли, что их встречают с тревогой в глазах.

Общество

В Украине запретили 37 опасных лекарств
В Украине запретили 37 опасных лекарств 16

Вето наложили на ряд польских, российский, болгарских и украинских препаратов.

СМИ: коронавирус уже в Польше. Заболела 25-летняя женщина
СМИ: коронавирус уже в Польше. Заболела 25-летняя женщина 147

Недавно она была в Тайване и вернулась оттуда уже с сильной одышкой.

Коронавирус в Италии: украинцев оттуда пока не эвакуируют
Коронавирус в Италии: украинцев оттуда пока не эвакуируют 143

Уже известно об одной заболевшей COVID-19 гражданке Украины.

Светская хроника и ТВ

Шевченковскую премию-2020 получат ДахаБраха, Прохасько и опера  Иов
Шевченковскую премию-2020 получат ДахаБраха, Прохасько и опера "Иов" [фото, видео] 27

Литературную номинацию выиграли сразу два человека, а кинематографическую - ни одного.

Кудрявцева хотела родить ребенка Лазареву: Мы говорили об этом
Кудрявцева хотела родить ребенка Лазареву: Мы говорили об этом 168

Пара встречалась с 2008 по 2012 год.

У Дмитрия Комарова появился конкурент
У Дмитрия Комарова появился конкурент 788

Экс-ведущий "Орла и решки" перебрался на "1+1".

Спорт

Женская сборная по хоккею провалилась на Чемпионате мира
Женская сборная по хоккею провалилась на Чемпионате мира 98

Украинские девушки потерпели третье поражение на Чемпионате мира-2020 в дивизионе IIВ, который проходит в Исландии

ЧЕ-2020 по биатлону. Пидручный и Пидгрушная завоевали медали
ЧЕ-2020 по биатлону. Пидручный и Пидгрушная завоевали медали 177

Вчера в Раубичах (Белоруссия) стартовал чемпионат Европы по биатлону. В первых двух гонках у нас две медали

Серхио Рамос опередил Буффона. Теперь он рекордсмен Лиги чемпионов
Серхио Рамос опередил Буффона. Теперь он рекордсмен Лиги чемпионов 103

Центральный защитник мадридского "Реала" Серхио Рамос установил рекорд по количеству матчей в основе в Лиге чемпионов