4 ноября
Загрузить еще

Алексей Кущ: Нацбанк набросил на шею украинской экономики петлю

Алексей Кущ: Нацбанк набросил на шею украинской экономики петлю
Фото: Фото: соцсети

О капкане бедности

- Алексей, задам вам один из главных вопросов, который волнует всех украинцев: почему мы такие бедные?

- Норвежский экономист Эрик Райнерт в книге "Как богатые страны стали богатыми и почему бедные страны остаются бедными" убедительно показал: основной причиной, по которой даже экономики с хорошими стартовыми возможностями постоянно оседают вниз, является монопроизводство с убывающей отдачей. Например, считается, раз у нас благоприятные условия для сельского хозяйства, надо концентрироваться на производстве кукурузы, зерна и прочего сырья.

- А если нарастить производство и продавать еще больше зерна и кукурузы? На сегодня для Украины это один из основных источников поступления валютной выручки.

- В отличие от товаров с высоким уровнем добавочной стоимости, на выпуске сырья нельзя получить эффект от масштаба. Если увеличение объемов производства переработанной продукции ведет к относительному уменьшению издержек, то в сырьевом аграрном секторе происходит обратная ситуация: каждая дополнительная тонна пшеницы требует все новых затрат: урожайность достигает своего потолка. Кроме того, Украина сильно зависит от сырьевых цен на международных рынках.

Упрощение характера украинской экономики и ее выпадение из глобальных мировых цепочек добавочной стоимости не позволяют расти нашему ВВП высокими темпами и, соответственно, доходам населения. Ведь зарплата – это в первую очередь отражение уровня добавочной стоимости в структуре производимого страной конечного продукта.

- И как это изменить?

- Сейчас экспортеры сырья в Украине обладают двойной поддержкой: за редким исключением они не платят экспортную пошлину, плюс получают из бюджета возмещение НДС. Понятно, что в условиях, когда можно продать сырье и получить от государства 20% возмещения НДС, никто не будет заморачиваться переработкой.

Между тем, как преодолеть сырьевую зависимость, хорошо показал пример введения в Украине пошлин на экспорт подсолнечника. В результате страна получила конкурентоспособный сектор переработки: около 80 маслодобывающих, в том числе 60 маслоэкстракционных завода, миллиарды долларов инвестиций и первое место по экспорту подсолнечного масла - 60% мирового рынка.

- То есть вы предлагаете отменить возмещение НДС?

- Инструменты государственной поддержки, такие как возмещение НДС, должны применяться лишь для стимулирования отраслей с высоким уровнем добавочной стоимости. Ведь переработка внутри страны – это и новые рабочие места, и новые инвестиции, и рост налоговых отчислений.

- Предположим, что это уже сделано. Как быстро мы станем богатыми? И вообще, как мы узнаем, что уже богаты?

- Согласно гипотезе эквивалентности Рикардо – Барро, в долгосрочной перспективе погашение займов возможно либо за счет сокращения дефицита бюджета, либо благодаря динамичному экономическому росту. Применительно к Украине это означает, что нам придется либо урезать социальные статьи бюджета, либо распродать все оставшиеся активы, либо динамично расти. Иначе мы не сможем отдавать долги без привлечения новых долгов.

Чтобы экономика начала расти, для начала нужно привлечь инвестиции, в том числе взять кредиты и вложить их в промышленность. Первый отклик экономики в виде роста ВВП и выравнивания платежного баланса мы получим в лучшем случае через полтора-два года, но не исключено, что пройдет и 5 лет. А для полного выравнивания и оздоровления экономики должно пройти от 10 до 50 лет.

Как только экономика начнет динамично расти и мы начнем возвращать долги за счет этого роста, государство получит больше возможностей инвестировать в социальный капитал. О том, что мы уже не бедные, будут свидетельствовать рост зарплат и пенсий, снижение числа субсидиантов до 5%, направление в достаточном объеме (а не по остаточному принципу после выплаты долгов) средств на медицину, образование и науку, а также структурированный рынок труда с разнообразными профессиями. Экономика из сырьевой превратится в инновационную, творческую, и инвесторы будут вкладывать деньги в инновации.

О кредитах МВФ

- Сможем ли мы сегодня обойтись без новых кредитов? В частности, без кредитов МВФ, которые, как утверждают эксперты, являются "зеленым светом" для других кредиторов и инвесторов?

- Самая страшная ложь последних лет заключается в том, что для привлечения иностранных инвестиций нам необходимо сотрудничество с МВФ. На самом деле все наоборот, и сотрудничество с МВФ буквально кричит о проблемах: страна "больна" кризисом, и к ней лучше не приближаться! Удовлетворены лишь финансовые спекулянты, вкладывающие деньги в наши долги: они понимают, что в любом случае у нас найдется чем расплатиться.

Да, МВФ является источником дешевых денег, но сегодня Украине нужен новый формат сотрудничества. Нам нужны деньги не на пополнение резервов НБУ, а на структурные реформы в экономике. Но, для того чтобы изменить существующий формат, переговоры с Фондом должны вести совсем другие лица. Если на переговоры приезжают люди с многомилионными счетами за рубежом, у МВФ возникает логичный вопрос: почему бы им самим не вложить деньги в экономику своей страны.

- После ряда безуспешных переговоров с Украиной в МВФ заявили о готовности возобновить с нами программу сотрудничества. Что вдруг поменялось?

- На самом деле МВФ заинтересован в продолжении сотрудничества не менее чем Украина. После разговора Зеленского с главой МВФ Кристалиной Георгиевой вырисовались контуры будущей программы: простенький stand-by на три года на сумму $5,5 млрд. При этом Украина должна фонду $8,78 млрд, которые нужно отдать в ближайшие годы. То есть даже после подписания новой программы сальдо финансового потока будет в пользу МВФ: мы вернем полученное, доплатим свои $3 млрд, плюс еще и останемся должны по новой программе.

О "Привате" и Коломойском

- В преддверии выборов звучали мнения о том, что стоит только Зеленскому стать президентом, как Игоря Коломойского ждет "зеленая улица". Но теперь появляется законопроект №2571, и выходит, что эксперты ошибались в своих прогнозах?

- Скорее, они ошибаются сейчас, полагая, что законопроект №2571, запрещающий возврат национализированных банков бывшим владельцам, направлен против Коломойского. Детально его изучив, можно в очередной раз убедиться - в Украине никогда ничего не происходит однозначного, а сам документ обволакивает схему кулуарных договоренностей по "Привату".

- Вы хотите сказать, что Игорь Валерьевич снова каким-то непостижимым образом останется в выигрыше? Но как это возможно, если законопроект запрещает возврат национализированных банков прежним владельцам?

- Сегодня "Приват" - чемодан без ручки, и Коломойскому он не нужен – с экономической точки зрения это бессмысленно. Если отметить национализацию, государство заберет из банка 140 млрд, и Коломойский получит "Приват" с обязательствами на сумму 220 млрд грн, что по нынешнему курсу составляет без малого 10 млрд долларов. Так что Игорю Валерьевичу нужен не банк, а признание национализации незаконной и присуждение ему компенсации.

Что касается суммы компенсации, то новый законопроект вносит изменение в определение суммы ущерба, которую может получить бывший собственник. Раньше она была расписана размыто, и даже в Украине нереально было найти судью, который взял бы на себя ответственность присудить компенсацию, скажем, в 50 млрд грн в ущерб государству. В случае принятия законодательных изменений расчет компенсации будет производиться аудиторской компанией, а результаты их работы – как дышло: компенсация может составить как 1 грн, так и миллиард долларов.

О курсе

- За год курс укрепился с 28 до 23,5 грн за доллар. Экономисты в один голос называют причиной продажу ОВГЗ нерезидентам, но ведь облигации продавались и в прошлом году. Почему же ни один эксперт не смог даже предположить такое укрепление?

- Облигации продавались, но не в таком объеме: за год портфель ОВГЗ, которые находятся в собственности нерезидентов, вырос впятеро: с 20 млрд грн до более чем 100 млрд грн. Нацбанк и Минфин набросили на шею украинской экономики петлю в виде высокой процентной ставки и атипичного укрепления гривны. Это можно было предположить, но нельзя было облечь в форму прогноза, поскольку любой прогноз основывается на фундаментальных экономических показателях, а не на основании, скажем, психологического портрета министра финансов.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Миллиарды на доступные кредиты – кому и сколько достанется

 

Новости по теме: экономика Украины Интервью